До начала самой холодной поры года осталось чуть менее месяца. Многие уже начинают запасаться теплыми вещами и обувью, консультируются со специалистами по поводу того, как укрепить иммунитет. Важно помнить, что к зиме нужно готовить не только себя, но и свой транспорт. Как и люди, средства передвижения не любят резкие перепады температур, химию в виде дорожных реагентов и солей, которая попадает на корпус во время движения. Что нужно заменить, почистить и обработать влагоотталкивающим средством до начала сезона снега и наледи – обо всем по порядку.
Из лета в зиму
Пока за окном плюсовая температура и на дорогах нет снега, стоит подумать о том, чтобы переобуться с летней резины на зимнюю, советует сотрудник одной из минских СТО Олег Самойлов:
– Никогда не знаешь, какие капризы у погоды будут завтра. Вдруг проснемся, а за окном все белым-бело и на дороге каток. Поэтому записываться на шиномонтаж нужно, не дожидаясь прихода календарной зимы. Спрос на данную услугу уже есть, но он пока невысокий – в длинной очереди стоять не придется. Вместе с заменой лучше делать развал-схождение. Правильно выставленный угол убережет новую резину от неравномерного износа.
Зимняя резина отличается от летней наличием шипов, другим составом, особым рисунком протектора. При выборе Олег рекомендует в первую очередь обратить внимание на дату изготовления:
– Она указана на боковой стороне покрышки и зашифрована в четырех цифрах, где первые две – неделя, вторые – год выпуска. Лучше обходить стороной шины, изготовленные более трех лет назад: резина теряет свойства, даже если ее не используют.
Не менее важно позаботиться о работоспособности всех узлов под капотом. Начинайте с сердца авто – двигателя, говорит специалист:
– Следует заменить масло. Выбирать стоит варианты с наименьшей вязкостью (0W, 5W или 10W): при минусовых температурах смазочные материалы загустевают и в мороз запустить двигатель будет проблематично.
Следующее проблемное место – аккумулятор, продолжает Олег:
– Чем он старше, тем сложнее ему при сильных заморозках будет раскручивать стартер и заводить авто. Если года три назад вы купили бюджетную батарею, то ее лучше заменить, чтобы одним прекрасным утром не опоздать на работу. Необходимо регулярно чистить клеммы аккумулятора от ржавчины и наростов, которые появляются в процессе окисления.
Крутим педали в заснеженные дали
Не все любители покатушек на велосипеде отказываются от двухколесного средства передвижения на время зимы. Если вам тоже хочется рассекать по заснеженным улицам на горнике или шоссейнике – нет проблем. Только велик к зимним приключениям стоит подготовить. Конечно, его устройство куда проще автомобиля, но есть свои нюансы.
Цепь
Один из самых уязвимых узлов двухколесного транспорта. Снег, соль, песок – его злейшие враги. Если не чистить и не смазывать цепь средствами, обладающими влагоотталкивающими свойствами, то она быстро заржавеет.
Тормоза
Чтобы в жизни не пришлось столкнуться с ситуацией из комедии «Бриллиантовая рука» (поскользнулся – упал, очнулся – гипс), стоит внимательно отнестись к выбору тормозов. Зимой лучше отдавать предпочтение дисковым моделям: гидравлическим либо механическим. Они надежны и выполняют свои функции даже при неблагоприятных погодных условиях.
Покрышки
Для зимней езды есть специальные шипованные покрышки. На рынке представлены разные модели, которые отличаются количеством шипов и рядов их расположения. Оптимальный вариант – покрышки с 50–200 шипами, размещенными в два ряда.
Камеры
На холоде давление в шинах падает, но перекачивать их не стоит. Пусть лучше они будут немного проминаться под весом – так площадь соприкосновения с заснеженной дорогой увеличится.
Рама
Прежде чем отправиться куда-то на автомобиле, нужно его прогреть. Такое же правило и для велосипеда. Чтобы рама привыкла к холоду, транспорт следует подержать минут 15 в подъезде или тамбуре. Так же нужно поступить и по возвращении. После прогулки не поленитесь очистить раму и вилку от снега.
Зимой световой день значительно сокращается, поэтому надо позаботиться о световых приборах. Они нужны не только чтобы видеть дорогу, но и чтобы быть заметными для пешеходов и водителей. Сзади можно установить мигающий фонарь на светодиодах, а на руль – фонарь со светодиодными или галогеновыми лампами. Подумать следует и об одежде со светоотражающими элементами.
По сугробам на одном колесе
О четырех колесах поговорили, о двух тоже, настала очередь одного. Как и заядлые велосипедисты, многие моноколесисты не хотят расставаться с любимым средством передвижения. Возможно ли покорять мини-сугробы и пересекать припорошенные дорожки на электротранспорте? Конечно, убеждает инструктор по обучению езде на моноколесе Игорь Сущенко:
– Главное – одеться потеплее и провести подготовительные работы. Я уже четыре зимы отъездил на моноколесе, и проблем за это время не возникало. Перед началом сезона нужно обратиться в сервис, обслуживающий электротранспорт, за услугой гидроизоляции. Специальное покрытие защитит устройство от попадания влаги на провода, батарею и другие элементы.
Для моноколес существуют модели зимней шипованной резины, они обеспечивают хорошую сцепку со снегом и льдом, поясняет инструктор:
– Но лихачить не стоит: разгоняемся не более 30 километров в час. Концентрируем внимание, избегаем скользких участков, не заезжаем в глубокий снег: в нем могут прятаться бордюры.
Вернувшись с покатушек, электротранспорт очищаем от снега и ни в коем случае не кладем на бок, предостерегает Игорь:
– Снег начнет таять и затекать внутрь, придется долго ждать, пока он испарится. Лучше поставить моноколесо в таз и дать осадкам стечь. Еще важный момент: сразу после прогулки по морозу не ставьте устройство на зарядку, сначала дайте ему нагреться до комнатной температуры.
СОВЕТ
Старинная русская пословица гласит: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Это же правило работает и при покупке зимней обуви для авто. Дело в том, что весной и летом многие магазины устраивают распродажи зимних «коллекций», чтобы освободить склады для летних покрышек.
ПО ЗАКОНУ
С 1 декабря по 1 марта на всех автомобилях должна быть установлена зимняя резина. За нарушение данного требования ПДД предусмотрена административная ответственность – предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины. Если водитель в течение года попадется зимой на летней резине повторно, то штраф составит от двух до пяти базовых величин.
ЦЕНА ВОПРОСА
Зимние шины – от 100 рублей за пару.
Переобуться с летней резины на зимнюю – от 40 до 80 рублей (стоимость зависит от размера колеса).
Услуга развал-схождение – от 50 рублей за две оси.
Моторное масло – от 60 рублей за четыре литра.
Аккумулятор – от 100 рублей.
Жидкость для стеклоомывателя – от 5 рублей.
ЧТО ЕЩЕ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ?
1. Осенью в вентиляционные отверстия системы микроклимата могут попасть листья и пух. Для корректной работы печки мусор необходимо удалить, иначе салон не прогреется.
2. На скользком покрытии особую нагрузку испытывает тормозная система. В преддверии зимы надо убедиться, что все диски и колодки в хорошем состоянии и их износ не вышел за пределы допустимого.
3. После дождя, снега или мойки на поверхности авто остается влага. И в случае заморозков велика вероятность, что дверь примерзнет к резине. Чтобы этого не случилось, нужно периодически обновлять силиконовый слой на уплотнителях. Стоит позаботиться и о смазке замков дверей и багажника. Для этих целей предусмотрены специальные размораживатели.
5. Протестируйте работу передних и задних щеток, залейте незамерзающую жидкость в стеклоомыватель.
Я ВСЕГДА С СОБОЙ БЕРУ
В багажнике легкового автомобиля зимой должны лежать…
• запасная бутыль «незамерзайки»;
• аптечка;
• знак аварийной остановки;
• скребок для чистки стекол от льда;
• лопата на случай сильного снегопада;
• трос для буксировки;
• провода для «прикуривания».