После создания в Беларуси Следственного комитета появилось и новое подразделение в Генпрокуратуре — управление по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом, которое держит марку уже более 10 лет. Сегодня его начальник Константин Беспаленков рассказывает, как под четким контролем прокуратуры раскрываются не только самые резонансные дела в стране, но и преступления, которые вышли за ее пределы.
Константин Беспаленков.
— И весь этот непростой труд ложится на плечи всего 25 человек. В чем заключается их работа?
— Сотрудники управления осуществляют надзор за расследованием уголовных дел подразделениями центрального аппарата Следственного комитета о преступлениях против личности, собственности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, в сфере IT-технологий, экономики и других. Мы также контролируем соблюдение законности, оперативность и полноту расследования по наиболее сложным и резонансным уголовным делам, находящимся в производстве следователей по всей республике, непосредственный надзор по которым осуществляют прокуроры на местах. Это в первую очередь касается случаев продления сроков следствия свыше одного года и содержания обвиняемых под стражей более шести месяцев.
Важный вектор нашей работы — международно-правовое сотрудничество. Изучая уголовные дела, которые поступают из других государств, мы организовываем их расследование в Беларуси. Это тот случай, когда наши граждане совершили преступления за границей, после чего вернулись в Беларусь. Также инициируем уголовное преследование за рубежом в отношении иностранных граждан, совершивших преступления в нашей стране и скрывшихся от следствия в государстве своей гражданской принадлежности.
Только за прошлый год мы направили в учреждения юстиции других государств 67 просьб об осуществлении уголовного преследования.В начале текущего года в управлении создан отдел методического обеспечения и правоприменительной практики, который готовит рекомендации для следователей и прокуроров по вопросам правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, квалификации отдельных видов преступлений, занимается нормотворческой деятельностью.
— Как вы оцениваете, насколько изменилась эффективность предварительного следствия после создания Следственного комитета?
— Повысилась заметно: стало меньше лиц, которым незаконно предъявили обвинение, меньше вынесено оправдательных приговоров. Во многом это и результат качественного изучения прокурорами уголовных дел при направлении их в суд. Ведь на этой стадии мы анализируем полноту собранных доказательств, можем выявить их недостаточность, а также нарушения уголовно-процессуального законодательства — все это может повлечь постановление судом оправдательного приговора.
Для устранения нарушений и недостатков прокурор возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного предварительного расследования. В прошлом году, например, было принято 601 такое решение.Результатом планомерной работы стало сокращение числа лиц, к которым применялась мера пресечения в виде заключения под стражу: за пять лет показатель снизился с 30 до 22 процентов от числа привлекаемых к уголовной ответственности. Это позволяет экономить бюджетные средства, ведь на содержание под стражей подозреваемых или обвиняемых государство тратит большие деньги.
— Есть ли у Генпрокуратуры нарекания по поводу соблюдения процессуальных норм следователями?
— Мы видим и недочеты в работе Следственного комитета, реагируем на них: в 2021 году в адрес руководителей следственных подразделений вынесено около 700 актов реагирования. Наша цель в данной ситуации — повышение качества работы правоохранительного блока. И как итог — соблюдение законности на всех стадиях уголовного процесса.
Отмечу важную тенденцию: прокуроры начали чаще пользоваться своим правом расследования уголовных дел.В Уголовно-процессуальном кодексе закреплена возможность расследования прокурором любого уголовного дела вне зависимости от подследственности. Это позволяет вновь поступившим на службу коллегам получить опыт следственной работы, а иным прокурорским работникам — поддерживать свой профессиональный уровень для совершенствования надзорной деятельности. Так, в 2021-м прокуроры окончили расследование более чем по 100 уголовным делам.
Кроме того, в Генеральной прокуратуре создано управление по надзору за расследованием особо важных преступлений, которое в том числе занимается уголовным делом о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
— Какие направления в работе приоритетны?
— Особое внимание сегодня уделяется преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий. Даже классические мошенничества и распространение наркотиков все больше уходят в сеть интернет. Сегодня главным следственным управлением Следственного комитета расследуется уголовное дело в отношении более 150 участников организованной группы, которые через интернет-магазины в 2020—2021 годах сбывали психотропные вещества.
В прошлом году наше управление направило в суд уголовное дело в отношении граждан Турции и гражданки Украины, перевозивших через Беларусь более 500 килограммов героина. Суд признал их виновными и назначил наказание в виде лишения свободы на сроки от 18 до 25 лет.
Серьезное внимание уделяем преступлениям в налоговой сфере, которые также переходят в киберпространство. Сейчас расследуется дело о системном обмене цифровых валют на наличные деньги и наоборот. Сумма ущерба исчисляется десятками миллионов рублей.Большой пласт работы — противодействие проявлениям экстремизма. Эта деятельность с улиц перешла в интернет: публичные оскорбления должностных лиц, угрозы им и членам их семей.
— Как оцениваете эффективность работы вашего подразделения?
— Полагаю, что поставленные перед нами задачи мы выполняем. Нормативные акты, регулирующие наше взаимодействие с СК и органами дознания, периодически обновляются с учетом новых вызовов. Распоряжением Генерального прокурора создана рабочая группа, которая занимается разработкой изменений, вносимых в Уголовно-процессуальный кодекс, где более предметно будут закреплены полномочия прокурора. Пока говорить об этом в деталях рано, но работа идет серьезная. Планируется внести проект соответствующего закона в Парламент в 2023 году.
gorbatenko@sb.by