Задачка не для слабонервных. Почему школьники боятся математики?

Уроков математики боятся примерно 40 процентов школьников, а у каждого четвертого студента по спине бегут мурашки перед парами по этому предмету. На самом же занятии они переживают настоящий дискомфорт, когда нужно решать задачки и уравнения. Что же скрывается за подобной фобией и можно ли ей противостоять? Этим вопросом на днях задались сотрудники Томского государственного университета, решив найти средство против математической тревожности, а заодно и разработать рекомендации для вузов и школ. Любопытно, что по этому поводу думают белорусские специалисты.


Страх перед уроком или перед учителем?

Одна из причин, почему российских ученых заинтересовала боязнь математики: все более востребованы профессионалы с техническим образованием, или, как сейчас модно говорить, STEM-специалисты, которые на короткой ноге с точными науками, цифровыми технологиями, инженерией и, собственно, математикой. К исследованию планируют привлечь студентов младших курсов и преподавателей нескольких университетов… 

В фаворе такие работники и у нас, да и все больше школьников мечтают о карьере в IТ, на пути к которой непреодолимым барьером могут стать точные науки. Вернее, страх перед их изучением. Поэтому нередко, выбирая специальность и предметы для тестирования, старшеклас­сники руководствуются принципом «лишь бы не сдавать математику». А главная причина для паники, предполагают специалисты, — наличие лишь двух вариантов ответа: правильного и нет. Из-за этого вдвойне неспокойно.

Впрочем, считает психолог Анна Исаенко, под страхом перед математикой может скрываться не неприятие самого предмета, а всего-навсего боязнь учителя. То есть нелюбовь к урокам — уже следствие. Один из вариантов в такой ситуации — смена подхода. 

Как? Анна объясняет на примере своих детей. Сын не любил школьную математику, но ему нравилось заниматься по учебнику Л.Петерсон. По системе, которая делает акцент на развитии мышления, а ее главный принцип «не школьник для математики, а математика для школьника». А дочь в школе училась по учебнику Александровой (система развивающего обучения Л.Занкова, Д.Эльконина и В.Давыдова, основанная, кстати, на идеях нашего земляка Льва Выготского. — Прим. авт.), что тоже было увлекательно.

 — Мне кажется, если учитель профессионален, справедлив и при этом строг, то не возникает никаких проб­лем. Но если педагог ведет себя непрофессионально, да еще и невротизирован, вот тут действительно может появиться страх, — резюмирует Анна Исаенко.

К слову, одна из теорий западных специалистов утверждает: страх перед математикой у школьников возникает из-за неуверенности… педагогов в своих знаниях. Когда учитель нервничает, думая, что сам может ошибиться с вычислениями, это чувство тревоги передается и ученикам.


Галопом по параграфам

А может, дело не только в математике? Боязнь предмета характерна и применительно к другим наукам, особенно точным, повторяют учителя. Будь то физика, химия или география. Виновата здесь отчасти и программа, когда, пропустив занятия по какой-либо причине, ученик скатывается к неуспевающим и боится предмета, который перестал понимать. С этим соглашается Анатолий Сафонов, опытный учитель математики и информатики жлобинской СШ № 10:

— У нас почти каждый день — новая тема. Получается, как говорят, галопом по Европам. А закрепления путем упражнений нет. Это рутинная работа, за которую никто не хочет браться, в итоге некоторые ученики в 5 — 10-х классах не знают даже таблицы умножения. О какой любви к предмету здесь можно говорить?

Проблема, предполагают учителя математики, еще и в том, что с раннего возраста у нас привыкли делить детей на умных и остальных. Не взяли в гимназию — значит, недостаточно способный. Говорят, порой кажется, что школьников не столько учат, сколько отбирают, а потом хвастаются теми, на ком остановили свой выбор: высокомотивированными, легко усваивающими и с отличной начальной базой... Но ведь остальных абсолютное большинство.

Примета нового поколения

А еще математическая тревожность может быть особенностью нового поколения. И хотя исследований таких нет, но ситуации, намекающие на это, все же встречаются, говорит Алла Музыченко, заведующая кафедрой психологии образования БГПУ имени М.Танка:

— Например, к нам обращались, когда дети никак не могли выучить таблицу умножения и часто допускали арифметические ошибки. На уроках и дома проявлялась своеобразная невротическая реакция. Складывается впечатление, что раньше людям гораздо проще давались счетные операции, сейчас же у школьников всегда под рукой возможность выполнить эти действия в смартфоне. В итоге, казалось бы, прогрессивная возможность тормозит развитие учебных действий и операций. И когда ученик выходит к доске, он, даже если понимает общую логику решения, может дать неверный ответ. 

Есть такая известная теория Петра Гальперина о поэтапном формировании умственных действий в обучении. Ее принципы применимы и к формированию двигательных навыков. Суть: чтобы полно и точно усвоить информацию, нужно последовательно усложнять задачи, уделяя достаточно времени для отработки, автоматизации навыка. Именно автоматизация, скорость выполнения и создают ощущение успеха, радости от того, что ты сделал. А это очень важно в обучении. 

Например, в спортивной подготовке это работает так: когда упал с батута, важно не закрепить эффект неудачи, а повторить упражнение правильно, чтобы зафиксировать успешно выполненное действие. Понятно возмущение школьника: мол, я ведь упал, ударился, почему должен пробовать снова? Но для траектории развития это тупик… Та же ситуация и со счетными операциями, которые важно еще в начальной школе довести до автоматизма, проговаривая каждый шаг. Возможно, утрачивается опыт советской образовательной системы, когда учили не просто записывать результат счета, а оставлять пометки в виде точки — «два в уме», как бы фиксируя свои действия, проговаривать их вслух. Тут Алла Музыченко солидарна с учителями: нужно больше времени и внимания уделять именно системе упражнений, которые помогают закрепить материал. А еще помогать ребенку чувствовать прогресс, даже самый минимальный…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Ученые обнаружили, что математика все же вызывает вполне себе реальную физическую реакцию. В том числе выброс гормонов стресса, что характерно для таких реакций, как «бей или беги». А одно из исследований и вовсе показало: математические тесты активируют в мозгу «матрицу боли», то есть участки, которые «вспыхивают», когда человек поранился.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter