В свое время Кирилл Завражный поступал в Военную академию — хотел служить в пограничных войсках. А стал учителем начальных классов, работает в СШ № 7 города Бреста. Несмотря на молодой возраст, называет себя педагогом старой закалки — ценит в классе дисциплину, а с детьми предпочитает не в игры играть, а вести диалог.
Педагог учит детей мыслить, чтобы они не гнались за «легкой» информацией из TikTok.
В Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина на специальность «начальное образование» Кирилла привели сложившиеся обстоятельства: не поступив в выбранный вуз, подал документы туда, где требовались сертификаты по таким же предметам. Расчет простой: провести год с пользой, а потом решать, что делать дальше. В итоге педагогика увлекла.
— Я в этой сфере уже больше десяти лет, и периоды, когда хотелось уйти, были, — признается Завражный. — Хорошо помню, как относились к педагогу во времена моего детства: с уважением и почтением. Сегодня родители позволяют себе перед детьми обсуждать личность учителя в негативном ключе. И как тогда педагогу завоевывать авторитет, если о нем так отзываются самые дорогие для ребенка люди?
При первом знакомстве с родителями Кирилл Анатольевич всегда ставит акцент на том, что они делают общее дело. Задача — воспитать цельную личность, и речь не только об общем образовании, объясняет Завражный. Будучи твердо уверенным, что мужские качества надо формировать с раннего возраста, педагог настраивает мальчишек: они — будущие защитники семьи и Родины.
Многие родители, зная философию Кирилла Завражного, стремятся именно к нему определить ребенка, особенно мальчишек.
На занятиях у Завражного царит дисциплина — он предпочитает не превращать урок в шоу:
— В начальной школе элемент игры должен быть всегда, но ввожу его очень дозированно. Иначе дети быстро выключаются из учебного процесса. А мне важно, чтобы они учились мыслить, а не гнались за «легкой» информацией из TikTok.
Вы знаете, что современным старшеклассникам уже сложно прочитать даже Чехова в полном объеме? Им скучно! Поэтому всем советую: возвращайте практику семейных чтений и поощряйте любую попытку дошкольника что-то прочитать.
Своим главным педагогическим методом Кирилл Анатольевич называет диалог. Практикует уроки, которые называет стендапами, — когда на протяжении всего занятия общается с учениками.
— У детей сегодня скудный словарный запас, поэтому мне как учителю начальных классов важно их расшевелить. Мотивировать формулировать мысль и строить предложения. Не приветствую, когда информацию демонстрируют сугубо в электронном виде. Да, красиво! Но привычные атласы, яркие глобусы и традиционные плакаты работают ничуть не хуже.
Ровно и без эмоций, по-мужски, относится Кирилл Завражный ко всей сопровождающей учебный процесс работе, в том числе бумажной:
— В забое шахты наверняка сложнее. А моменты, которые ты любишь больше или меньше, есть в любой профессии. Например, от заполнения классного журнала, где мы ставим оценки, отмечаем отсутствующих, отказаться мы никак не можем. Планирование воспитательной работы тоже необходимо. Самая большая нагрузка в начале года и при наборе в первый класс — требуется собрать много информации, составить планы. При этом обязанности каждого педагога четко прописаны, никаких работ сверх нормы, никакого произвола быть не должно. Правильно решили в Министерстве образования организовать для учителей горячую линию — чтобы точечно решать возникающие проблемы.
Фото из личного архива собеседника.