В Купаловском театре представили первую премьеру сезона — трагикомедию «Дзядзечкаў сон»

Зачет по Достоевскому

Провинциальный городок Мордасов — теперь и на купаловской сцене. Вчитываться в хрестоматийные страницы театр вновь позвал Дмитрия Акимова, который совсем недавно выпустил другую, диаметрально противоположную нынешней премьеру — драму «А зоры тут цiхiя» по мотивам одноименной повести Бориса Васильева. При этом с литературным наследием Достоевского отношения у режиссера давние и продолжительные: именно с «Братьев Карамазовых» когда-то начался его профессиональный путь. Дипломный спектакль Акимова, к слову, тоже был по Достоевскому — в тот раз по знаменитым «Бесам». В прошлом году в Омском ТЮЗе Дмитрий поставил экзистенциальную драму «Преступление и наказание», а чуть позже подоспело предложение из Минска — и снова Федор Михайлович! Судьба? «Скорее вызов и возможность вернуться к любимому автору», — убежден режиссер. На выходе получился «Дзядзечкаў сон» — зажигательный, элегантный и открытый ветру нашего времени спектакль, ближайшие показы которого назначены на 7, 18 и 27 декабря.


В один театр дважды

К новой работе на сцене старейшего театра Минска Дмитрий Акимов приступил с искренним воодушевлением. Во-первых, таким количеством откровений, которые дает проза Достоевского, мало какой автор еще может похвастаться. Во-вторых, его «Дядюшкин сон» только на первый взгляд кажется лишь занимательной комедией, но на деле поднимает вопросы совсем недетские: честности и нравственной чистоты в том числе.

— Скажу откровенно, я всегда рассматривал Достоевского лишь с позиции его «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». К другой прозе, более легкой, пока только подбирался, — рассказывает режиссер. — Поэтому предложение Купаловского театра поставить «Дядюшкин сон» меня крайне заинтересовало. Спектакль — современный и актуальный, но я не перевожу историю в день сегодняшний. Этого и не требуется, ведь она вне времени. Наш спектакль обозначен как трагикомедия, однако скорее это острый гротескный жанр, направленный в первую очередь на популяризацию классики. Хочется, чтобы молодежь увидела: классика — это не скучно.


Сюжет спектакля строится вокруг нескольких дней из жизни Мордасова, где живет Мария Александровна Москалева — энергичная дама, имеющая 23‑летнюю дочь. 
Мать мечтает выдать Зинаиду замуж, однако та отклоняет предложения своего единственного ухажера Павла Мозглякова, других же достойных кавалеров в их небольшом городке нет. Но однажды в Мордасове появляется гость, которого Мария Александровна решает женить на Зине…



Исполнительница роли Зины, актриса Анна Мещерякова, не скрывает: играть в комедиях намного сложнее, чем в трагедиях.

— Жанр комедии тоньше, деликатнее. При этом мы получали огромное удовольствие от репетиций, много смеялись, потому что постановка действительно получилась уместной, классной, со вкусом сделанной. У всей труппы сложился отличный контакт с режиссером, на репетиции хотелось не просто идти — бежать. Это абсолютная правда. Я очень благодарна Дмитрию за то, что он доверил мне такие разные роли: Жени Комельковой в спектакле «А зоры тут цiхiя» и Зины в «Дзядзечкавым сне». Когда я читала повесть, у меня сложился абсолютно другой образ Зины, а Дмитрий увидел ее по-своему. Она очень отличается от всех жителей Мордасова, единственная выбивается своим существованием. Я полюбила ее так же, как люблю абсолютно каждого своего персонажа, — добавляет Анна.


Каждому по шансу

У актера Бориса Тетеркина, исполняющего роль Мозглякова, отношения со своим персонажем чуть сложнее.

— Конечно, мне сложно его поддерживать, любить и оправдывать, но, считаю, Мозглякова нужно хотя бы попытаться понять. Потому что за каждым жителем Мордасова стоят те или иные низменные желания, у каждого из них несчастная судьба, сделавшая их теми, кто они есть. В конце спектакля зритель подумает: а есть ли у этих героев шанс на искупление?.. Роль Мозглякова — еще один шаг к тем театральным вершинам, которых хочется достичь. Мы уже работали с Дмитрием в спектакле «А зоры тут цiхiя», но «Дзядзечкаў сон» абсолютно другой по наполненности. Поэтому и режиссер, и все мы, по сути, узнавали друг друга заново, открывали друг в друге новые проявления как человеческие, так и артистические, — рассказывает актер.
Народная артистка Беларуси Тамара Миронова — та самая типичная представительница Мордасова, «первая дама города», как писал о ней сам Достоевский.


 К работе над новой постановкой Тамара Васильевна подошла с изрядной долей самоиронии.

— Я свой город защищаю, я его люблю, я в нем живу! У нас прекрасный город, наш Мордасов — я прекрасно себя там ощущаю! А если серьезно, то ирония в отношении себя — самое большое дело для артиста, она спасает любую ситуацию, — убеждена артистка.

После нового года Купаловский вновь вернется к классике — на этот раз отечественной. В планах театра поставить «Браму неўмiручасцi» Кондрата Крапивы. Что интересно, впервые пьеса была поставлена в 1974 году именно на сцене Купаловского театра. Режиссером выступил Валерий Раевский, а художником — нынешний главный художник театра Борис Герлован.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter