Изменения в закон об автоперевозках направлены против нечестной конкуренции, заявляют в министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси. Поводом стали в том числе и жалобы официальных регулярных перевозчиков.
«Инициаторами выступили многие транспортные компании, которые жаловались на засилье на рынке перевозчиков, пользующихся несовершенством законодательства и выполняющих регулярные рейсы, не имея на то лицензии. Официальные перевозчики оказались в заведомо неравных условиях», - заявил замминистра транспорта и коммуникаций Александр Шишко на пресс-конференции во вторник в Минске.
По его словам, работа над изменениями в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» началась еще в 2014 году. С 2015 года законопроект был вынесен на общественное обсуждение, он принимался с обсуждением, с выездом на место депутатов.
В 2017 году было проведено 413 семинаров и совещаний с представителями власти и перевозчиками, где давались необходимы разъяснения.
Эта работа дала результат, сказал замминистра, до 23 января многие перевозчики заключили необходимые договоры. Но сделали это далеко не все.
Специалист отметил, что после вступления в силу нововведений на некоторых направлениях количество работающего транспорта сократилось, поскольку регулярные перевозки требуют строгого выполнения графика движения, и не все готовы соблюдать жесткие требования.
Минтранс работает над тем, чтобы снять напряженность, возникшую на некоторых направлениях.
«Больше всего перевозок – это Новополоцк, Полоцк, Солигорск. Где-то количество рейсов уменьшилось, потому что регулярные перевозки – это перевозки, которые требуют сегодня строгого выполнения расписания движения. И многим перевозчикам, которые выполняли регулярные маршруты, пришлось уйти с этого рынка. Нишу заняли перевозчики, которые занимались нерегулярными перевозками», - сказал Шишко.
«Обещаю, что, если эти люди не будут работать, будут приняты все меры, чтобы обеспечить перевозками пассажиров», - заявил замминистра.
Он подчеркнул, что маршрутчикам никто не запрещает обилечивать пассажиров, забирать их с остановок, но отправляться они обязаны с вокзалов (диспетчерских станций), в том числе и для того, чтобы дать время для отдыха водителю.
По закону водитель пассажирского транспорта не должен быть за рулем больше 12 часов с учетом обеда, но некоторые работают и по 16 часов. В 2017 году при проверке автобусов и маршруток нерегулярных рейсов выявлено 1,5 тысячи нарушений условий труда и отдыха водителей. В 230 случаях транспорт из–за технического состояния в принципе не должен был выезжать в рейс.
В Минтрансе подчеркивают, что речь идет о весьма выгодном бизнесе, поэтому перевозчики, если они хотят работать в этой сфере, должны быть готовы и к честной конкуренции, и к соблюдению жестких требований.
Пассажирам же, по словам специалистов, стоит быть более разборчивыми и заботиться как о своих правах, так и о своей безопасности.
Если маршрутчик обещает довести вас за три часа туда, куда и на легковой машине за такое время не доедешь, надо все-таки относиться к этому критически и думать о своей безопасности, отметил замминистра.
С 23 января в Беларуси вступили в силу изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Изменениями уточнены критерии отнесения автоперевозок к нерегулярным или регулярным.
Ранее маршрутчикам, которые позиционировались как нерегулярные, не нужно было соответствовать требованиям, которые предъявляются к регулярным пассажирским перевозкам (требования к транспорту, водителям, соблюдению режима рабочего времени). Нерегулярным перевозчикам не надо было разрабатывать и согласовывать паспорт маршрута и соблюдать расписание движения - организаторы по сути не несли ответственности за несвоевременную подачу транспорта или невыполнение рейса.
При этом, в Минтрансе подчеркивают, что перевозки, которые позиционировались как нерегулярные, выполнялись по определенным направлениям и в определенное время, то есть фактически являлись регулярными.
Сейчас владельцы маршруток обязаны заключать договоры на регулярные перевозки пассажиров с оператором, согласовывать графики поездок и маршрут, отправляться в рейс с вокзалов (пассажирских терминалов, к которым относятся также автокассы и диспетчерские пункты), участвовать в конкурсах на оказание услуг и выполнять ряд других условий.
Перевозчики заявляют, что готовы следовать новым правилам, но это приведет к росту стоимости проезда.