Школы России и Беларуси объединяют подходы к обучению

За одной партой

Новый учебный год в школах Беларуси и России стартовал 2 сентября. В образовательном пространстве у двух стран не только схожий календарь, но и общие подходы, а многие школы активно сотрудничают друг с другом. Об этом говорили педагоги и представители Ассоциации школ Союзного государства, созданной в 2021 году решением министерств образования Беларуси и России. В образовательные учреждения вместе с учениками пришли корреспонденты «СОЮЗа».

Иллюстративное фото

В едином пространстве

Первопроходцами и учредителями ассоциации стали две школы, одна — минская, гимназия № 1 им. Франциска Скорины, вторая — российская, Международная школа «Интердом» им. Елены Стасовой в городе Иваново под патронатом Центра международного сотрудничества Минпросвещения России. За три года количество школ, входящих в ассоциацию, выросло более чем в семь раз, и заявки от новых участников продолжают поступать. Сейчас в ассоциацию входят 718 школ. Около 500 российских школ и 250 — белорусских. Учатся в них более 480 тысяч школьников.

Системы образования Беларуси и России развиваются во многих вопросах синхронно, говорит руководитель Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Сергей Малышев: 

— Наша ассоциация вносит вклад в создание единого образовательного пространства России и Беларуси. Начавшись с совместных проектов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, в 2024‑м деятельность была направлена и в образовательную плоскость: стартовал проект по методической поддержке педагогов инженерных и Курчатовских классов.

Исполняющая обязанности директора школы № 2090 города Москвы Татьяна Жаркова рассказала «СОЮЗу», как деятельность ассоциации помогает педагогам наглядно показать ученикам, что в соседней стране так же уважают историю, которая во многом общая, знают традиции наших народов, классическую литературу и музыку. 

— У наших стран общие ценности, и мы воспитываем детей с опорой на многовековые традиции и духовные основы народа, — говорит она. 

Кстати, родители учеников эту работу поддерживают, понимая, что сотрудничество с зарубежными школами увеличивает образовательные возможности детей.

Наталья Бушная, директор минской гимназии № 1 им. Франциска Скорины, считает очень важным идти по пути сближения образовательных систем наших стран и создавать общее пространство нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Теория и практика

Совместная работа школ России и Беларуси выстроена так, что и учитель, и школьник найдут для себя что-то интересное и полезное. В этом году горизонты расширяются — откроется два новых направления.

Шестиклассник гимназии № 1 им. Ф. Скорины Андрей Дунаев мечтает стать нейрохирургом. Выбор не случаен: его родители работают в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. После очередной услышанной истории счастливого спасения мальчик всерьез загорелся медициной.

— Сейчас активно занимаюсь математикой. Она лучше всего прокачивает логическое мышление — основу врачебной практики, — Андрей рассуждает не по годам здраво. Он стал одним из участников проекта «Сила ума: Союз математиков». Свои способности смог показать вместе с командой единомышленников.

Интеллектуальные состязания состоялись между школьниками двух стран. А накануне соревнований ассоциация проводила обучение учителей математики. Программу прошли 118 учителей, среди них 43 белорусских педагога. И это лишь один из проектов объединения.

Задачи на будущее

Деятельность ассоциации построена так, чтобы каждый учитель и школьник нашел нишу для развития. Работает шесть направлений. Три из них — «патриотическое воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «педагогические классы» — курирует белорусская сторона. Еще три — «шахматное образование», «математическая грамотность», «образование через культуру» — развивают российские коллеги.

— Чтобы идти в ногу со временем, принято решение открыть в ассоциации еще два направления, — отмечает Наталья Бушная. — В наших странах открываются классы профессиональной направленности. Сегодня нам нужны инженеры. Поэтому в ассоциации создана секция инженерных и Курчатовских классов.

Одним из важнейших принципов, на которых строится школьное образование, — доступность. Поэтому важное направление — коррекционная педагогика.

Каждая школа может предложить свою идею в рамках направлений. Школьников вовлекают в проекты, которые помогают узнать культуру и традиции наших стран. Это, например, конкурс «Сегодня в нашем доме праздник», праздники «Пасхальный бал», «Веселая Масленица», мероприятия, посвященные русскому и белорусскому языкам, Дню единения народов России и Беларуси. А еще фестивали от робототехники до школьных СМИ.

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru

Таисия Азанович

azanovich@sb.by

ВОПРОС «СОЮЗА»

Чему еще хотите научиться?

Ирина Мулярчик, оперная певица, С.-Петербург:

— Бизнес-управлению, дайвингу, психологии... Интересно получить знания спортивного тренера!

Игорь Марзалюк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси:

— Не поверите, хотел бы научиться управлять самолетом. Люблю высоту, скорость, люблю летать. Ведь это новые впечатления, это адреналин. И еще было бы неплохо научиться управлять батискафом. Когда-то в детстве, в пионерском возрасте, одной из моих любимых книг была «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна.

Сергей Поляков, директор Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова:

— В моих ближайших планах — научиться правильно плавать кролем. Я могу достаточно долго плыть брассом, другими стилями. А вот при плавании кролем так не выходит. Хочу выстроить правильное дыхание, чтобы грамотно освоить этот стиль.

Владимир Мозго, писатель, лауреат Национальной литературной премии Беларуси:

— Я как детский писатель мечтаю научиться читать мысли детей. Мне бы это помогло находить интересные сюжеты, узнавать и исполнять в книгах самые сокровенные желания малышей, передавать их эмоции. В действительности, чтобы написать детскую книгу, нужно угодить очень многим: и родителям, и бабушке с дедушкой, и, конечно, самому ребенку, который так и норовит сказать: «Лучше я поиграю в компьютерные игры, чем буду это читать». А моя задача сделать так, чтобы вместо гаджета он выбрал книгу.

Подготовили М. Осипов, С. Исаенок, Е. Басикирская, Е. Пряхина.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter