В Минздрав обратилось более 20 жертв лжекосметологов

За красотой — в «Рога и копыта»

Филлеры, лифтинг, глубокий пилинг, ботокс… Сегодня даже 18‑летние девчонки заглядываются на такие серьезные процедуры. Вы не подумайте, мы не ханжи: нет ничего плохого в том, чтобы следить за внешностью, подольше сохранять молодость, заботиться об эстетике. Вот только обращаться надо в специализированные медцентры, а не к доморощенным инста-косметологам.


Предъявите лицензию

В Минздрав в последнее время обращается все больше недовольных женщин — жалуются на некачественные косметологические процедуры. Вместо красоты клиентки получают ожоги и деформацию кожи, сыпь... К неприятным последствиям в основном приводили манипуляции по коррекции губ, мимических морщин, пилинги и различные уколы: витаминные комплексы, гиалуроновая кислота. Как позже выяснилось, процедуры проводились на дому либо в салонах красоты без медицинской лицензии. Выполняли их люди без медобразования и, как правило, без договора на оказание услуг, причем с оплатой наличными.

Несмотря на четкое разделение компетенций косметолога и косметика, некоторые салоны все равно предосталяют услуги по косметологии, не имея на это права, говорит замначальника управления контроля медицинской деятельности Минздрава Инна Возняк:

— Законом о лицензировании определено, что в Беларуси все косметологические процедуры (от подтяжки лица до увеличения губ) — это исключительно лицензируемый вид деятельности. Законодательно установлены долицензионные и лицензионные требования по предоставлению таких услуг. Скажем, стаж у специалиста должен быть не менее трех лет в должности врача-косметолога, а квалификационная категория — первая или высшая. Требования также предъявляются к санитарно-гигиеническому состоянию помещений.

Еще в 2020 — 2021 годах Мин­здрав совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли провел масштабный мониторинг, в соответствии с которым четко разделил компетенции врача-косметолога и косметика. Более того, были внесены изменения в госстандарты, определен четкий перечень косметологических услуг, которые подлежат лицензированию.

— Для примера: к косметическим услугам относятся поверхностный пилинг, обертывание, всевозможные ванны, поверхностно-гигиенический массаж здоровой кожи, этнические ритуалы, — уточнила Инна Возняк. — Подробный перечень таких процедур определен в госстандарте. Их могут выполнять косметики без специального образования.


Пилинг, да не тот

Но факт есть факт: лжемастера игнорируют закон. Многие слишком самонадеянно внесли в прайс-лист манипуляции, выполнение которых требует высокой квалификации. А расплачиваться не просто деньгами, но и испорченной кожей приходится клиенткам. Косметики имеют право выполнять только поверхностные пилинги, но кого это останавливает? Они делают и срединные пилинги, которые находятся в компетенции исключительно врачей-косметологов, сетует Инна Возняк:

— А это может вызвать необратимые последствия, что негативно сказываются на коже и меняют эстетический вид. В Минздрав обратилось более 20 жертв лжекосметологов. Как выяснилось, у псевдоспециалистов не было ни лицензии, ни сертификатов на препараты. Их кабинеты и студии работали почти подпольно. Чего ожидать от одного миллилитра чудо-вещества, купленного в интернете и введенного самоучкой? Ответ очевиден. К слову, Мин­здрав наделен компетенцией контроля по оказанию помощи в отношении государственных организаций здравоохранения и лицензиатов, поэтому обращения пострадавших женщин мы вынуждены направлять в Департамент финансовых расследований КГК, а также в Министерство по налогам и сборам. Очень просим белорусов внимательнее относиться к себе и доверять красоту исключительно профессионалам.


Как избежать нежелательных последствий от «черных косметологов», вопрос все еще открытый. Например, известнейший пластический хирург Владимир Подгайский предлагает продавать филлеры и подобные препараты коммерческим организациям с лицензией на меддеятельность, а не каждому желающему:

— Представители фирм, которые продают филлеры, часто собирают залы и приглашают гостей с любым врачебным дипломом. Условие участия в такой тусовке — покупка препаратов. И все! Люди приобретают их пачками, рекламируют свои услуги в соцсетях и зовут клиенток домой. Каков результат? Спасибо, что живой…

Более того, подчеркивает Владимир Подгайский, некоторые «черные косметологи» используют нерассасывающиеся препараты для увеличения губ:

— В результате у пациентов образуются гранулемы, которые приходится удалять хирургически. Эти гранулемы сидят в губах, словно веревки. Очевидно, что такие инъекции вправе проводить либо дипломированный косметолог, либо пластический хирург, а не лжеспециалист на дому.


ВАЖНО

Проверить наличие лицензии на медицинскую деятельность можно в Едином реестре лицензий, который доступен в интернете. Сегодня в стране такой лицензией обладает свыше 1,9 тысячи субъектов хозяйствования, 175 из них оказывают косметологические услуги.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter