Новый – потому что, по словам Валентина Елизарьева, это абсолютно оригинальное произведение.
– «Щелкунчик» состоялся, его можно сделать только или хуже, или лучше. Я надеюсь, что мое обращение многое уточнило в спектакле, и он стал более стройный по мысли», – сказал Мастер в интервью для ОНТ.
Можно лишь представить, скольких трудов стоило восстановить 4320 квадратных метров декораций, написанных в 1982 году Евгением Лысиком для «Щелкунчика» Елизарьева. «Восстановить» часто означает «переписать заново» – притом, что хрустальный макет Лысика безвозвратно утерян. Стараниями наших замечательных мастеров восстановленный облик оказался так хорош, что захватывает дух.
Главное все же – стройность мысли, идущая от музыки, но не боящаяся ее переосмысливать и даже менять местами. Ни один такт Чайковского при этом не пропал! Но стало понятнее, как душа человеческая преодолевает косность и механистичность через противостояние злу и страху, через мечту, через полет, через любование красотой. В новом «Щелкунчике» на редкость много волшебных превращений. И много образности, настоящей яркой театральности – вплоть до того, что в танцах игрушек вдруг засияло сходство с «Картинками с выставки» Мусоргского. Так хореографические находки Мастера, идущие от музыки, заново высвечивают ее суть.
И… спектакль оказался удивительно светлый! Об этом писала тридцать лет назад доктор искусствоведения Юлия Чурко, но сейчас светоносность «Щелкунчика» усилилась вдвое. И в этом свете буквально купаются наши замечательные артисты. В партии Маши – девочки и принцессы – народная артистка Беларуси Ирина Еромкина, в партии Щелкунчика – Принца – народный артист Беларуси Олег Еромкин. В труднейшей партии Дроссельмейера блеснул заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Ковалёв.
Теперь ждем дебютов молодых, с которыми все лето занималась целая бригада репетиторов по балету – сплошь «народных» и «заслуженных», в разные годы танцевавших ведущие партии в старом «Щелкунчике» Елизарьева.
Множество театральной молодежи уже отметилось в партиях кукол – вроде бы, небольших, но очень сложных актерски и хореографически. Так и хочется крикнуть: «Молодцы!»
Кстати, не все знают, что Валентин Николаевич Елизарьев сам танцевал партию Щелкунчика-куклы, когда учился в Академии русского балета.
А был еще белорусский «Щелкунчик» 1956 года, который поставил наш балетмейстер Константин Муллер с использованием хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. Дирижировала Татьяна Коломийцева. Тот спектакль продержался на сцене много-много лет.
– 1970 год. Я, второклассница хореографического училища, танцевала па-де-труа из балета «Щелкунчик». Мне было 11 лет, – вспоминала много лет спустя народная артистка Беларуси Инесса Душкевич.
Так что «Щелкунчик» – это еще и наша история. Но только «Щелкунчик» Елизарьева стал фирменным знаком Беларуси, и на Новый год его ждут во Франции – если только откроются границы.
Успех премьеры превзошел все ожидания. Счастливчики, успевшие купить билет, аплодировали яростно, долго, с наслаждением. Даже Мастер, выйдя на поклоны, отбросив свою всегдашнюю аристократическую сдержанность, выхватил у Дроссельмайера его волшебный голубой цилиндр и сделал изящное антраша.
Мнение публики и артистов едино.
– Самые искренние поздравления! – пишет заслуженная артистка Беларуси Нателла Дадишкилиани, сама когда-то танцевавшая в спектакле Елизарьева партию Маши.
– Рад, что вернулся мастер и его творение! – аплодирует из Петербурга премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Игорь Колб – между прочим, выпускник нашего хореографического колледжа.
– Поздравляю! Мы так этого ждали! Волшебство вернулось! – радуется минчанка Тамара Зарецкая.
После спектакля удалось минутку побеседовать с раскрасневшимся, счастливым министром культуры Беларуси Юрием Бондарем.
– Это настоящее, большое искусство! – воскликнул он. – Именно такое искусство нам нужно!
Фото Михаила Нестерова