Но с другой стороны, этот государственный символ, который исторически использовался в качестве гюйса на кораблях (отсюда и его обиходное наименование «Юнион Джек» — «Союзный гюйс»), уходит в свободное плавание. За его движением, без преувеличения, будет следить весь мир.
Тот факт, что британцы не побоялись покинуть самое сильное интеграционное объединение мира, является для одних надеждой, а для других вызовом. На священной корове глобализма — интеграции — свет клином не сошелся. Интеграционные процессы не то чтобы выдыхаются, но переходят в новое качество. Они имеют смысл только тогда, когда выгодны народам и государствам. Британия посчитала, что европейская интеграция в том виде, как она проходит сейчас, невыгодна британцам. Есть о чем задуматься не только Брюсселю, но и всем другим интеграционным центрам мира.
На финальном голосовании 29 января в Европарламенте британские депутаты прощались с европейскими коллегами. Но очень скоро многие из них, возможно, встретятся снова — уже в качестве жестких переговорщиков о будущих условиях сосуществования.
Британия покидает Евросоюз, но остается вопросом, на каких условиях брексит будет осуществлен. Предстоит еще 11 месяцев упорной работы, в ходе которой стороны должны договориться о деталях новых взаимоотношений.
Переговорные позиции уже обозначены. Евросоюз, как и Великобритания, заинтересован в беспошлинной торговле, однако для того чтобы избежать тарифов, Лондону придется соблюдать стандарты ЕС.
Покинет ли Великобритания Евросоюз, освободившись от обязательств, но при этом сохраняя все выгоды от торговли с Европой, как надеются одни?
Или же она выйдет из состава ЕС ценой «большой крови» и отложенных проблем, как считают другие эксперты?
Эти прогнозы строятся из существующей реальности. Но может быть и третий вариант — когда поменяется сама реальность и все стороны окажутся в одной лодке.
Project Syndicate — газетный синдикат, который публикует аналитику о международных отношениях, экономике, финансах и мировом развитии, оценил вчера состояние мировой экономики, анализируя данные статистики за 2019 год. Автор указывает, что глобальная экономика замедлилась почти до скорости сваливания в пике, а резкое сокращение международной торговли уже не обеспечивает ей надежную подушку безопасности.
Согласно последним данным Международного валютного фонда, в прошлом году мировой ВВП вырос всего на 2,9 процента. Это самый слабый показатель с 2009 года, когда глобальная экономика сжималась на пике мирового финансового кризиса.
Международная торговля играла роль важнейшего мотора глобального роста во все более интегрированной и связанной производственными цепочками мировой экономике. Но согласно последним оценкам МВФ, темпы роста мировой торговли в 2019 году составили всего лишь 1 процент. И это уже седьмой подряд пересмотр данного показателя в сторону снижения.
Происходит и политический пересмотр торговых соглашений.
Дональд Трамп только что завершил, по его словам, «этот кошмар с NAFTA» — переформатировал Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли.
28 января американский президент подписал новое трехстороннее соглашение о свободной торговле между Мексикой, США и Канадой (USMCA).
Мы также наблюдаем серьезный и длительный переговорный процесс по условиям торговли США и Китая. Он может серьезно повлиять на остальных участников международной торговли.
И наконец, немаловажно, к каким торговым соглашениям придет кабинет Джонсона с Соединенными Штатами.
Вся эта перекройка торговых договоров может привести к тому, что и Евросоюз вынужден будет отказываться от прежних железобетонных правил и приспосабливаться к новым.Интересно будет понаблюдать за этим поединком процедур, норм и стандартов.
Но главное даже не в этом. Британия уходит в свободное плавание в политике. Но остров никуда не уплывает в географическом смысле. А значит, надо сделать все ради сохранения доброй европейской семьи. Наибольшую ценность в ней имеют не навязываемые стандарты, а способность договариваться и поиск компромиссов.
romanova@sb.by