— К сожалению, открылось новое направление, как у нас принято говорить, новый фронт, и мы не можем не уделять этому внимания. Мы об этом уже в первом приближении говорили. Министр обороны тогда предложил нам еще одно оперативное командование открыть — на южном фланге, южном направлении нашей страны. Это было еще в прошлом году. Мы тогда понимали, что что-то надо делать, но время так динамично и быстро подтолкнуло нас к тому, что нам немедленно надо создавать это оперативное направление. Вместе с западным, северо-западным будет и южное крыло.
26 мая 2022 года, Александр Лукашенко на совещании в Министерстве обороны по вопросам обеспечения военной безопасности.
Правильные выводы
Мы вынесли определенные уроки из украинских событий, и на данный момент появилось четкое видение, какой должна быть наша армия, ее развитие и оснащение. Делается ставка на мобильность, чтобы в случае угрозы нанести точный и непоправимый удар агрессору. Встречи с военными и силовиками в целом давно стали обязательными в президентском графике. Недавно обсуждали государственный оборонный заказ. И вот еще один серьезный разговор. Все с прицелом на «здесь и сейчас»: современные средства вооружения, новые формы и способы ведения военных действий с не совсем приятной обывателю ремаркой «если вдруг это случится у нас».Как отметил Александр Лукашенко, события, происходящие в сопредельном государстве, свидетельствуют о высокой динамике изменений угроз военной безопасности страны. Трансформируются взгляды на применение военной силы и способы вооруженной борьбы. Действительно, еще совсем недавно представление о модернизации белорусской армии было несколько иным, но происходящие события в Украине заставляют рассматривать этот вопрос уже в другой плоскости. Три прошедших месяца военной спецоперации российских войск показали, что планы в этом отношении должны быть откорректированы. Как часто говорит наш Президент, спокойно не будет. Если в 2020 году нас хотели использовать как плацдарм для дальнейшей атаки на Россию, то теперь звучат заявления фактически о прямой агрессии. Параллельно не прекращаются попытки отыграться на экономических и торговых отношениях. И это надолго, уверен Александр Лукашенко.
Разведка и ответка
Истинные цели проводимых у наших границ мероприятий НАТО просматриваются очень хорошо — это, по сути, разведка и освоение, что нельзя исключать, театра военных действий в будущем. Как отметил Президент, военное давление на Беларусь будет оказываться через Польшу, Латвию, Литву и дислоцированные там войска НАТО, а также за счет поддержания эскалации боевых действий в Украине.Наращивание присутствия Североатлантического альянса у наших границ, а по оценкам экспертов, это уже около 40 000 военных плюс авиационная группировка и усиленная разведка, не прибавляет спокойствия. Ситуация подтолкнула нас к необходимости немедленно создать новое Южное оперативное командование.
Рубеж под напряжением
Создание Южного оперативного командования — мера вынужденная, считает военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай. На данный момент у нас функционирует два оперативных командования — Западное и Северо-западное, которые контролируют соответствующие части границ. Многие годы на границе с Украиной было спокойно и мы находились в дружеских отношениях. Но с определенных пор курс нашей южной соседки резко поменялся, что стало причиной возникновения конкретных рисков и угроз для безопасности Беларуси. В последние месяцы мы вынуждены усиливать охрану госграницы с Украиной за счет дополнительных воинских частей. Но у этих подразделений существуют свои задачи, которые они должны выполнять в первую очередь.Создание Южного оперативного командования позволит уравновесить эту ситуацию, так как появятся конкретные силы и средства, которые будут заниматься исключительно усилением южного направления. В результате мы получим надежную защиту государства с трех сторон, а жители прилегающих к новому направлению областей будут чувствовать себя более уверенно. Возможность непредсказуемых действий должностных лиц самого высокого уровня на сопредельной территории является причиной усиления не только наземных госграниц, но и защиты воздушного пространства. Надо быть готовыми и к появлению диверсионных групп. В целом наличие воинских частей вдоль южных границ будет являться фактором стратегического сдерживания агрессивных проявлений извне.
Неуемный аппетит
Развитие отношений между Польшей и Украиной в последнее время может стать в дальнейшем причиной возникновения новых вызовов и угроз для Беларуси и России, считает военный эксперт Игорь Чибисов. Подобные риски возрастают в разы в случае перехода западной части Украины под польскую юрисдикцию. Если такой прогноз осуществится, то не стоит забывать о важном. К территориям, контроль над которыми Варшава потеряла в 1939 году, относилась не только Западная Украина, но и Западная Белоруссия. Вне всякого сомнения, в случае оккупации этих украинских земель аппетит польской стороны не уменьшится. При таком варианте развития событий Польша может направить в Украину как минимум две из имеющихся в ее армии четырех дивизий, а также активно задействовать военно-воздушные силы и войска специальных операций. Суммарно, с частями обеспечения и поддержки, такой контингент может составить до 50 000 человек. Примечательный факт: в ходе визита польского президента в Украину Зеленский анонсировал беспрецедентные меры, разрешив польским полицейским осуществлять правоохранительные функции на территории Украины, а гражданам Польши — управлять целыми регионами страны. Казус суверенитета: не сепаратисты, а сам президент передает права граждан собственного государства иностранным гражданам, не предоставив им соответствующего статуса.На шаг впереди
Не исключено, что вторжение польских войск в Украину может начаться и в случае полного коллапса американской власти или в случае одобрения этой агрессии англосаксами, считает Игорь Чибисов. Нельзя забывать и то, что в 2020 году, когда произошла попытка государственного переворота в Беларуси, Киев занял жесткую позицию против законной белорусской власти, а сегодня продолжает высылать на нашу территорию диверсионно-разведывательные группы. Зачем, в конце концов, на Ровенском и Черниговском направлениях, вблизи белорусских границ, сосредоточены десятки тысяч военных?Исторически сложилось так, что на Беларусь в большей части нападали с Запада, но сегодня агрессия может прийти и с Юга, и что самое печальное, с территории братьев-славян. Решение нашего Главнокомандующего о создании Южного оперативного командования не только верное, но и очень своевременное.Это комплексная задача по реагированию на угрозы нашей национальной безопасности, которая предусматривает формирование не только органов военного управления, но и соответствующей группировки войск на южном направлении. В связи с усилением южных рубежей особую значимость приобретает система территориальной обороны. Ее войска задействуются только на период войны или в условиях напряженной военно-политической обстановки. Более того, серьезнейшим потенциалом, уверен Игорь Чибисов, может стать и 80 000 офицеров запаса и отставки Вооруженных Сил и силовых структур. Этот опытный контингент можно смело использовать как основу при формировании войск территориальной обороны и народного ополчения.
Понятно, что абстрагироваться от всех происходящих процессов мы не можем, но поставить надежный заслон угрозам вполне в состоянии. Приходится держать оборону и в информационном поле, где обстановка такая, что буквально искрит, а гибридная война с ее кибератаками и попытками разрушить экономику — уже наша реальность. Обстановка в регионе такова, что улучшений ждать не приходится. Более того, обострение ситуации на внешнем контуре обязывает быть на шаг впереди.
В ТЕМУ
Александр Шпаковский, политолог:
— Пока не идет речь о польских войсках в Украине. Законопроект об особом правовом статусе граждан Польши в Украине предполагает возможность польских сил полиции осуществлять деятельность по охране правопорядка на территории Украины. В числе прочих льгот, которые могут быть предоставлены полякам. Мы понимаем, что таким образом могут освободиться силы и средства национальной гвардии, которая сейчас поддерживает правопорядок в Западной Украине. Эти силы и средства могут быть направлены для участия в боевых действиях в Донбассе.
shamko@sb.by