Почему молодая скрипачка Маймуна из Могилева, которая очень скоро выступит на «Дажынках-2012» в Горках, не торопится «отметиться» на звездном небосклоне?
ЭТУ УДИВИТЕЛЬНО жизнерадостную девушку от тысяч других отличает не только экзотическая для нашей страны внешность, но и особый талант музыканта-исполнителя. Ее имя — Маймуна — переводится с арабского как «благословенная», а ее творчество, безусловно, интересно для современной белорусской культуры. А ведь Маймуна с ранних лет обращала на себя внимание, привозя то с одного, то с другого музыкального конкурса либо фестиваля очередную победу. В 19 лет скрипачка стала стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Еще через три года (будучи студенткой четвертого курса (!) Белорусской академии музыки) — концертмейстером Президентского оркестра Республики Беларусь. Сейчас Маймуна занимается своим сольным проектом. А еще — реализовывает себя как мама: исполнительница ныне в декретном отпуске по уходу за дочерью Дианой. Сегодня о материнстве, скрипке и Ванессе Мэй — Маймуна эксклюзивно для читателей «БН».
— Маймуна, начался новый музыкальный сезон. Чем вы удивите слушателя?
— Выступлениями в рамках своего сольного проекта. На сентябрь-октябрь запланировано достаточно много концертов. Загруженность большая. Мое выступление будет, в том числе и на Республиканском фестивале-ярмарке тружеников села «Дажынкi-2012» в Горках, причем совместно с российским балетом «Мариданс».
— В провинции часто доводится выступать?
— Не так часто, как хотелось бы. А ведь, по моим наблюдениям, провинциальная публика еще более щедрая на внимание, овации, чем столичная. Я выросла в Беларуси. Это моя Родина. Здесь живут добрые люди, здесь завораживает великолепие белорусской природы. Если честно, поймала себя на том, что, когда куда-то уезжаю за границу, то и дело одолевает ностальгия. Хватает меня максимум на неделю. Затем начинаю паковать чемоданы домой.
Безумно люблю свой Могилев, где прошли детство и юность. Считаю этот город, пожалуй, самым красивым в стране после Минска. Поэтому вдвойне приятно выступать в Могилеве, возвращаться в родной город, где узнают, где особенно теплый прием. Здесь сейчас живут моя бабушка Галина Алексеевна, родственники. К сожалению, я редко бываю там — дочь еще мала.
— Если не ошибаюсь, именно в Могилеве вы начали свой творческий путь как скрипачка. Почему выбрали именно этот инструмент?
Досье «БН»
Маймуна родилась 28 мая 1980 года в Ленинграде. Именно в северной столице России познакомились ее родители — малиец Амаду и белоруска Наталья, химики по образованию. С семи лет девочка жила в Могилеве. Сейчас живет и работает в Минске.
— Когда меня впервые привели в музыкальную школу, поначалу мой выбор остановился вовсе не на скрипке, а на фортепиано. Позже я впервые увидела симфонический оркестр, в котором вообще есть отдельная скрипичная группа. И все играют так слаженно, в один смычок! Я решила, что мне нужно обязательно узнать, как играет скрипка. Тем более что на прослушивании в музыкальной школе экзаменаторы оценили мой хороший слух, чувство ритма. И предложили пойти учиться игре на скрипке. Но, наверное, не было бы этого энтузиазма и схватывания на лету, если бы не мой педагог Людмила Владимировна Тихонова. Она научила меня понимать музыку, чувствовать ее, привила любовь к инструменту. Научила усидчивости, трудолюбию. Все самое сложное сделала она! Очередная благодарность — педагогу гимназии-колледжа музыки и хореографии, которую я окончила в Могилеве, Нине Пантелеймоновне Ефимовой. Благодарю также и моего преподавателя в консерватории — профессора консерватории Вячеслава Михайловича Зеленина.
— Кстати, а как вам удалось еще на четвертом курсе академии музыки стать концертмейстером Президентского оркестра Республики Беларусь — одного из элитных в стране?
— Все оказалось банально просто. В 2003 году оркестр только создавался. Был объявлен конкурс для музыкантов, которые хотели бы играть в коллективе: претендентов на вакантные места было много. Я успешно прошла прослушивание, и меня взяли на работу. Это было на четвертом курсе академии. С тех пор в течение семи лет я в оркестре.
Пока была в декретном отпуске, решила заняться сольным проектом. Все началось с того, что композитор Кирилл Кристя написал для меня произведение — классическое и не совсем классическое, с применением современных ритмов и мелодий — «Юморески». Оригинальная авторская композиция была создана в профессиональной студии, аранжирована в определенном стиле. Первый блин не оказался комом. После с баянистом Павлом Невмержицким мы записали феерический «Чардаш» Монти и мое любимое «Либертанго» Пьяццоллы.
Затем я обратилась к Евгению Олейнику. Он — композитор довольно известный в Беларуси: пишет и для вокалистов, и инструменталистов, делал много саунд-треков для различных фестивалей, телевизионных проектов. С ним мы создали еще несколько композиций. На одну из них — «Queen of Africa» — снят видеоклип. В прошлом году вышел в свет макси-сингл (презентационный альбом) «Королева Африки», объединивший композиции, записанные в разное время.
На диске было всего шесть композиций, хотя к тому времени было готово еще несколько новых. Мне хотелось посмотреть, как слушатели и зрители будут реагировать на данный материал. Хотелось заявить о себе.
— Получилось?
— Отметили даже профи! Например, Анатолий Иванович Ярмоленко услышал «Queen of Africa» в моем исполнении и попросил сделать оригинальную обработку какой-либо его композиции. Я же предложила мини-попурри на темы песен «Сяброў». Опять получилось! С этим номером меня даже пригласили в прошлом году на «Славянский базар» в концерт «30 лет. «Сябры» собирают друзей». Приятно, что этот небольшой творческий эксперимент был встречен зрителями тепло.
На фестивале в Витебске выступила и нынешним летом. А мой первый сольный концерт, можно сказать так, состоялся в июле. Совместно с белорусским квартетом «Ривьера» выступила в Большом зале Люблянской филармонии (Словения). Думаю, в ближайшей перспективе — сольный концерт в Беларуси. И это воплощение моей мечты.
— Маймуна, концерты для музыканта — это в том числе и способ заработать на жизнь?
— Не буду лукавить и лицемерить, говоря, что выступления только для душевного удовольствия. Ты занимаешься музыкой — а это уже душа! Конечно, концерты еще и для того, чтобы заработать деньги. Но на самом деле это большое счастье — возможность заниматься любимым делом, которое может приносить тебе и доход.
— А как же семья?
— Она для меня, конечно, на первом плане. Я в первую очередь мама, жена, а потом уже музыкант. У меня главная цель в жизни — состояться как мама. Вырастить достойного человека. В жизни каждой женщины, мне так кажется, самое главное — семья.
— У вас пока один ребенок?
— Да. Дочка Диана.
— Пожелали бы ей в будущем вступить на скрипичную стезю?
— Скрипка — достаточно сложный инструмент, которым нужно либо заниматься, либо не заниматься вообще. Я бы хотела, чтобы дочь получила музыкальное образование. Думаю, для начала отдам Диану на фортепиано. Дети, которые учатся в музыкальной школе, развиты всесторонне, они творческие, активные, с богатым воображением.
— Насколько я знаю, вы пробовали себя в педагогике?
— Да, был удачный опыт. Работала в Минском государственном музыкальном училище имени Глинки два года преподавателем. Но сейчас времени на педагогическую деятельность не хватает. Конечно, в будущем, возможно, вновь займусь и этим благородным делом.
— Маймуна, если возвращаться к вашей профессиональной деятельности, не собираетесь поучаствовать, например, в конкурсе молодых музыкантов «Евровидение»?
— Конкурсы… Я просто прошла уже этот этап в жизни. Ведь к любым «соревнованиям» творческого характера надо специально готовиться, скрупулезно учить конкурсную программу, если ты всерьез хочешь на что-то претендовать. «Закрывать» себя в эти рамки я не считаю нужным. Конкурс к тому же — это дело случая. Одно выступление, как удачное, так и не совсем, в любом случае не может раскрыть всех твоих музыкальных возможностей. Это просто момент. А для меня лично возможность раскрыться — это концерты и выступления, а не конкурсы.
— А инструмент — электрическая или классическая скрипка — как-то влияет на музыкальные предпочтения вашего слушателя?
— Все зависит от того, какого рода произведения я буду играть: классические или в современных обработках и аранжировках. Конечно, я не всегда использую все ресурсы электрической скрипки, потому что она может звучать даже как электрогитара! Пока преимущественно я выступаю с электрической скрипкой как акустическим инструментом. Хотя, естественно, для меня, как академического музыканта, по ощущениям есть большая разница между звучанием классической и электрической скрипки. Считается, что чем старше этот инструмент, тем он лучше. То есть там выдержанное в особых условиях дерево, покрытое лаком. Пример тому, конечно, мастеровые инструменты типа скрипки Страдивари. Они стоят бешеных денег, как правило, являются музейными экспонатами и солируют в редчайших случаях.
Новичку инструмент нужен для того, чтобы научиться азам игры. А уже потом, когда человек профессионально «подрастет», можно раскошелиться и на более дорогие экземпляры.
— Кстати, Маймуна, несколько раз слышала, что вас сравнивают с Ванессой Мэй. Что ответите неразборчивым слушателям об отличиях от знаменитой английской скрипачки?
— С Ванессой Мэй нас роднит то, что мы обе играем на скрипке. Я уважаю ее. Она первая, кто показал скрипку не только как академический инструмент. Но Ванесса Мэй играет в основном классические обработки. Классика в современном прочтении — это поистине интересно. Но я в своем творчестве хотела бы популяризировать белорусских композиторов. Почему бы и не народную белорусскую музыку? К слову, возможно, появится и мой проект с использованием цимбал — национального белорусского инструмента. Это, как мне кажется, будет особенно интересное сочетание, созвучие.
— Маймуна, вы — стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Как считаете, ощутима ли государственная поддержка, в том числе и молодым музыкантам в Беларуси?
— Знаете, звание стипендиата специального фонда Президента — это очень почетно, это такой ярлык в хорошем понимании этого слова, который дается раз в жизни и остается с тобой навсегда. Я премию получила в 19 лет, когда была выпускницей колледжа. Тогда еще даже в оркестре не работала. Конечно, этот титул дает определенные возможности. Ощущается эта поддержка. Например, когда поступаешь в консерваторию. К тебе более пристальное внимание. И есть шанс, что тебя услышат, и ты поступишь. Так же и с участием в музыкальных проектах, концертах. Стипендиат фонда — это уже какая-никакая, а творческая биография.
— Сложно ли «продвинуться» на исполнительском рынке молодому музыканту?
— Понимаете, у классических музыкантов есть определенный круг слушателей. А то, что тебя крутят по радио с какой-то песенкой-однодневкой — совсем не показатель. Если ты состоялся как исполнитель, как личность — тебя будут помнить всегда. И не важно — поешь ты или играешь на каком-то инструменте. Зритель должен прочувствовать тебя душой, тогда тебя будут знать. Пускай это будет не вся Вселенная, а маленькая Беларусь. Хотя и этого для меня уже много!
Может, и не очень хорошо с точки зрения творческих амбиций не иметь больших запросов. Однако я не вижу смысла вмиг «раскрутиться», стать мега-суперзвездой, но быть на слуху короткое время.
Конечно, как у любого исполнителя, у меня есть творческие замыслы. Но пока это записи композиций, накопление материала. Если честно, у меня пока нет цели записать в срочном порядке диск, чтобы «отметиться» на звездном небосклоне. Мы с моими партнерами просто стараемся делать разные по стилю, звучанию, темпу и восприятию композиции. Есть какие-то романтические вещи, есть танцевальные, ритмичные. Думаю, наша музыка будет интересна как белорусам, так и международному слушателю.
Татьяна УСКОВА, «БН»
Фото из личного архива Маймуны