Он слушал лекции Ленина в Швейцарии. Уговорил восставших против советской власти сложить оружие. Имел доступ к самым охраняемым секретам союзников фашистской Германии, которые переправлял на родину. Он умер 9 мая 1945 года — в День Победы, на алтарь которой положил свою жизнь. И только через 20 лет стало известно, что легендарного советского разведчика звали Лев Маневич.
Большая дорога началась в маленьких Чаусах
Лева Маневич, третий и самый младший ребенок в семье мелкого ремесленника из белорусского местечка Чаусы Ефима Маневича, родился 20 августа 1898 года. Трудно сказать, как бы сложился его жизненный путь, если бы не старший брат Яков. Он служил в царской армии, вместе с единомышленниками в 1905 году участвовал в солдатском бунте в Бобруйске, который, впрочем, был быстро подавлен. Якова, в отличие от 13 его товарищей, приговорили не к смерти, а к пожизненной ссылке в Сибирь. Через год он бежал, а еще через год в Цюрих к нему перебрался и Лев. В 1913 году он окончил политехнический колледж, свободно говорил на итальянском, немецком и французском языках, продолжил учебу в Женеве. Кстати, в свободное время братья ходили на лекции, которые читал Ульянов-Ленин. Лев настолько проникся революционными идеями, что в 1917 году вернулся в Россию.И здесь тихий мальчик из маленького местечка таки сделал головокружительную карьеру. Сначала он разведчик, командир бронепоезда, командир полка особого назначения, который однажды без единого выстрела усмирил 600 мятежников, слушатель Военной академии. Спустя несколько лет после соответствующей подготовки вместо Льва Маневича на свет появляется некто Этьен, который уже во время первой своей загранкомандировки в Берлин добывал ценную информацию.
Перспективного разведчика ориентировали на резидентуру в США, но в 1929 году было принято решение отправить Льва в Австрию, а затем — в Италию.
Кнопка, патефон и Травиата
В Вене Маневич под именем предпринимателя Конрада Кертнера открыл патентное бюро и вскоре стал своим человеком в кругу пилотов, инженеров, техников и авиаконструкторов, в чем немало помогли хорошие знания матчасти летательных аппаратов, полученные еще в Союзе. Он стал завсегдатаем аэродромов и воздушных гонок. Снимки самолетов и прочего делал фотоаппаратом, в котором была специальная кнопка, позволяющая моментально засвечивать пленку.Здесь же, в Вене, Маневич впервые попал в поле зрения полиции.
Но не как разведчик — его обвинили в торговле крадеными ценностями и сбыте наркотиков, что очень возмутило добропорядочного герра Кертнера. Он обиделся (выполнял установку Центра) и в 1931 году перебрался в Милан, где также открыл патентное бюро «Эврика».
За время работы в Италии Маневич переправил около 190 важных для СССР документов, в том числе чертежи подводных лодок, артиллерийской установки, схемы и данные испытаний опытных образцов истребителей Caproni и Fiat CR, бомбардировщика Fiat BR. Собрав нужные данные, Маневич спешил к своей радистке с псевдонимом Травиата, которая стажировалась в миланской опере и работала на рации, вмонтированной в патефон.
Юный Маневич с сестрой.
А кто это такой?
Сегодня невозможно понять, чем руководствовался Центр, отправляя в Вену жену и маленькую дочку Маневича, которые не знали ни одного иностранного языка. И ладно бы только это. Однажды Маневич и жена просто пришли в ужас, когда услышали, как в коридоре их дочка распевает патриотическую пионерскую песенку на русском языке. Потом был случай, когда учительница попросила маленькую Таню рассказать ей об Иисусе Христе, и та наивно спросила: «А кто это такой?» Вскоре после этого к жене пришли контрразведчики и в числе прочего очень интересовались делами мужа.И если жену и дочку удалось переправить в Москву, то Льву, увы, не повезло. Он чувствовал, что тучи сгущаются, обнаружил за собой слежку, просил Центр вывести его из игры, но не сбылось.
И в 1936 году завербованный им агент из числа идейных коммунистов сдал его — Маневича взяли с поличным во время получения чертежей самолета в одном из ресторанов Милана. Предатель потом покончил с собой, но Маневичу от этого было не легче — в феврале 1937 года господин Кертнер получил 16 лет за шпионаж.
Удивительный факт: даже находясь в застенках, благодаря лояльно настроенным охранникам и адвокатам он продолжал снабжать Центр секретными данными. Это он сообщил о том, что на итальянских авиазаводах готовится к выпуску партия морозоустойчивых самолетов для Японии, что косвенно подтверждало предположения о готовности Японии нанести удар по северу Китая. А еще передал схемы нового прицела для авиаударов фирмы Zeiss, характеристики крейсера, который было сложно потопить, и многое другое.
С дочерью Татьяной.
«Я сделал все, что мог»
Центр готовил несколько силовых акций по освобождению своего агента, но его словно преследовал злой рок. Смотрите: в 1941 году его переводят в тюрьму на острове Санто-Стефано. Два года спустя, когда тюрьму освобождают американцы, он отплывает на судне в Гарту, а ее к этому времени захватывают немцы. В итоге Маневич под именем полковника Якова Старостина оказывается в Маутхаузене. Здесь он стал свидетелем изощренного убийства генерала Карбышева. Позже в лагере смерти Эбензее организовал тайное движение сопротивления и за несколько дней до освобождения американцами спас жизни 16 тысячам заключенных: крича на всех языках, которые знал, остановил колонну, шедшую на верную смерть в заминированную шахту.
Вручение грамоты о присвоении звания Героя Советского Союза жене и дочери Маневича. 18 марта 1965 года.
Лагерь американцы освободили в начале мая 1945‑го.
Лев Маневич, 46 лет от роду, умер от туберкулеза 9 мая. Последними его словами к товарищу были: «Передай в Москву: я — Этьен. Я сделал все, что мог… Запомни — Этьен…»
Надгробный памятник на кладбище Санкт-Мартин в городе Линце (Австрия).
В 1965 году Лев Маневич был рассекречен и удостоен звания Героя Советского Союза. В Чаусах в его честь названа улица, на Аллее Героев в городском парке установлена именная стела.
Мемориальная доска в Уфе.