Какой эффект дает евразийская интеграция и какие стратегические цели поставлены на ближайшее время

Выйти на заданную траекторию

В современных геополитических условиях наблюдается тенденция регионализации. И в этом ключе Евразийский экономический союз должен стать одним из центров принятия решений в мире. На это неоднократно обращал внимание Президент Беларуси. В мае 2023-го во время Высшего Евразийского экономического совета белорусский лидер отметил, что приоритетной задачей в ЕАЭС остается создание полноценного экономического союза. При этом призвал к полному устранению барьеров и ограничений. О том, над чем сегодня работают страны «пятерки», и о приоритетах на 2024-й в интервью «Р» рассказала официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина.

Совместный ответ на вызовы

— Ия Витальевна, завершается 2023-й. Каким он был для Евразийского экономического союза?

Ия Малкина.
 — Год продемонстрировал высокую адаптивность ЕАЭС к внешним шокам и способность быстро активизировать имеющийся потенциал. В условиях санкций против Беларуси и России ЕАЭС функционирует как самостоятельный центр силы.

Нижнюю точку спада мы преодолели, и в этом году наблюдается восстановление экономической активности в странах союза. Уже в 2024-м в соответствии с прогнозами уполномоченных органов стран ЕАЭС темпы прироста совокупного ВВП ЕАЭС составят 2,5 процента.

— Можно ли говорить, что ЕАЭС как проект успешный?

— Союз состоялся и является реальным полюсом многополярного мироустройства. По объективным оценкам, ЕАЭС сегодня второе по глубине интеграции объединение после ЕС в мире. Немаловажным, особенно с учетом происходящих на мировой арене событий, становится не только уровень внутренней интеграции, но и общепризнанный статус союза как субъекта международного права.

Кстати, как показали наши расчеты, государства ЕАЭС получают существенный эффект от влияния интеграционных процессов на прирост экономической активности. Наибольший вклад интеграции в прирост ВВП — в Беларуси, значительные показатели — у Кыргызстана и Армении. В Казахстане и России эффект относительно ниже, но в абсолютном выражении он ничуть не меньше. В среднем по ЕАЭС вклад интеграции в прошлом году оценивается в 1,43 процента ВВП. 

— Насколько успешно страны — члены интеграционного объединения справляются с санкционным давлением Запада?

— В 2023-м нам удалось выйти на траекторию стабильного роста совокупного ВВП ЕАЭС. За десять месяцев промышленное производство выросло на 3,7 процента, производство сельхозпродукции — на 0,5. Внутренний рынок ЕАЭС полностью обеспечен основными продовольственными товарами за счет собственного производства. Имеется профицит по зерну, сахару, растительному маслу. Эти факты говорят сами за себя.

С пользой для всех

— Какие из наиболее знаковых решений, принятых в этом году для евразийской интеграции, вы бы выделили?

— Прежде всего я бы выделила новый механизм финансового содействия при реализации в ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности. Для бизнеса и стран союза это прорывное событие.

— Что эта программа дает странам?

— Во-первых, обеспечивает доступ, в том числе для малых экономик, к трансферу технологий из технологически развитых стран ЕАЭС. Во-вторых, создает предпосылки для наращивания собственного производственного потенциала. В-третьих, позволяет повысить конкурентоспособность промышленного комплекса. И наконец, способствует увеличению экспорта.

Бизнес же получает возможность финансирования при соблюдении трех условий: в проекте должны участвовать предприятия из трех и более стран, проект должен быть нацелен на достижение значимых результатов, а срок его реализации должен составлять пять лет. 

Если говорить о количественных показателях финансового содействия, максимальный размер субсидии по одному проекту в год не может превышать эквивалента в 350 млн российских рублей, размер субсидии равен размеру ключевой ставки национальной валюты, в которой происходит финансирование проекта. Максимальная коммерческая ставка банка не должна превышать уровень ключевой ставки, увеличенной на 6,5 процента.


Надеемся, программа будет запущена уже в 2024-м. На это предусмотрено примерно 1,8 млрд российских рублей в бюджете союза, и мы ждем интересных проектных предложений.

Из других значимых решений — принят так называемый III Большой Протокол, содержащий изменения в Договор о ЕАЭС. Его основная цель — устранение пробелов в правовом регулировании, выявленных в ходе правоприменительной практики, уточнение используемой в Договоре о союзе терминологии, наделение его органов рядом полномочий в части технического регулирования, фитосанитарных мер, статуса государства — наблюдателя при союзе, госзакупок.

Утверждены Правила взаимной торговли электрической энергией и Правила определения и распределения пропускной способности межгосударственных сечений. Это очень важные документы, обеспечивающие функционирование общего рынка электроэнергии ЕАЭС.

Приняты значимые решения для создания единой системы таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны, для применения навигационных пломб для отслеживания перевозок. Все это позволит упростить и оптимизировать процедуры перевозок.


Подписаны значимые соглашения: о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок, о взаимном признании документов об ученых степенях, о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС. Уполномоченные операторы стран ЕАЭС по работе с навигационными пломбами подписали соглашение о взаимодействии.

Это, безусловно, не полный перечень, год был очень плодотворный.

— Каких успехов добились страны ЕАЭС по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025-го?

— Несмотря на то что Стратегия-2025 реализуется в экономически сложный период, процент исполнения документа достаточно высокий. Благодаря реализации Стратегии-2025 удалось обеспечить стабилизацию или положительные тенденции по большинству показателей — ВВП, промышленное производство, производство продукции сельского хозяйства и другим.

И сейчас страны ЕАЭС идут еще дальше. В этом году Президент России предложил приступить к подготовке новых документов долгосрочного планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия в союзе. Комиссия совместно со сторонами уже подготовила проект соответствующей декларации, которая определяет ключевые направления дальнейшей интеграционной работы, касающиеся обеспечения товарами и ресурсами, технологического развития, формирования общего транспортно-логистического пространства, формирования общего финансового рынка и других сфер. Он будет представлен Высшему Евразийскому экономическому совету в декабре.

Фото из архива «СБ»

Проекты на вырост

— Как развивалась в этом году промышленная кооперация стран «пятерки»?

— Кооперационные поставки в ЕАЭС увеличились более чем на 12 процентов в первом полугодии 2023-го по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наилучшие темпы наращивания кооперационных поставок наблюдаются в Армении (рост в 2,7 раза), Беларуси (рост на 37,1 процента) и Казахстане (рост на 29,5 процента).

В отраслевом разрезе в большинстве приоритетных отраслей прослеживается положительная динамика: наращивание объемов зафиксировано в 18 отраслях из 21, снижение — всего в трех отраслях. Наилучшие темпы наращивания кооперационных поставок отмечаются в издательской деятельности (в 2,3 раза), электронно-оптической промышленности (на 62,3 процента), производстве машин и оборудования (на 49,4), кожевенно-обувной промышленности (на 48,7), производстве электрического оборудования (на 36 процентов).

Не так давно Совет ЕЭК принял значимое решение — одобрил разработку межгоспрограммы «Евразийский электробус». Напомню, что с такой инициативой выступала Беларусь. Участие в реализации проекта уже подтвердили такие предприятия, как ООО «Айрон стрим» (Республика Армения), ОАО «УКХ «Белкоммунмаш», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, ОАО «МАЗ» (Республика Беларусь), ПАО «Камаз», ООО «РЭНЕРА» (Российская Федерация).

ФОТО ИВАНА ЯРИВАНОВИЧА

Расширить горизонт 

— Как развивалось международное сотрудничество ЕАЭС?

— Для союза существенно выросла значимость торгово-экономических партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Во внешнеторговом обороте ЕАЭС увеличился удельный вес Китая, Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции, Ирана и других стран.

Основным торговым партнером союза сегодня является Китай — на его долю приходится более 23 процентов. ЕАЭС активно взаимодействует с КНР, в том числе в рамках БРИКС, ШОС и других форматов, включая сопряжение с китайской инициативой «Один пояс, один путь». В 2023-м утверждена дорожная карта по дальнейшему развитию торгово-экономического взаимодействия ЕАЭС и Китая. Ведется устойчивый диалог по таким актуальным вопросам, как климатическая повестка, цифровизация перевозок и т. д. Уже имеем практические результаты в промышленном сотрудничестве, электронной торговле, транспортно-логистической сфере.

Получил дальнейшее развитие трек взаимодействия союза с СНГ, существенно активизировалось практическое сотрудничество с государствами-наблюдателями при союзе — Узбекистаном и Кубой. Сохранилась положительная динамика экономического взаимодействия с региональными и межгосударственными структурами, такими как ШОС, АСЕАН и БРИКС.

Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович предложил проработать вопрос реализации транспортно-логистического мегапроекта ЕАЭС — ШОС, призванного связать воедино регион Большой Евразии.

Также мы видим большой потенциал торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС и Африки, поэтому комиссия инициировала организацию евразийских бизнес-миссий в стран

ФОТО ИЛЬИ ШВЕДКО

Задание на завтра 

— На чем будет сосредоточена работа ЕЭК в следующем году?

— В 2024-м председательство в органах союза перейдет к Армении, и комиссия во многом будет исходить из приоритетов, которые обозначит армянский лидер.

Вместе с тем очевидно, что в следующем году внимание комиссии будет сконцентрировано на подготовке плана мероприятий по реализации Декларации до 2030-го и на период до 2045 года, а также на реализацию оставшихся мероприятий, предусмотренных Стратегией-2025.

Для решения перспективных задач евразийской интеграции в декларации определены ключевые направления развития ЕАЭС по сферам экономического взаимодействия, предусматривающие в качестве продолжения работы развитие, совершенствование существующих механизмов в сферах технического и таможенного регулирования, прослеживаемости и маркировки товаров, использования национальных валют, создания транспортных коридоров, устранения препятствий и т. д. Среди новых направлений, определенных в декларации, — использование природных ресурсов в целях развития кооперационного потенциала, развитие цифровых технологий, раскрытие потенциала систем искусственного интеллекта и обеспечение его применения, внедрение инновационных подходов в агропромышленном комплексе и другие.


В рамках международной деятельности ЕАЭС на предстоящем этапе стратегического планирования необходимо углубление диалога с региональными интеграционными объединениями и крупными экономиками, поддерживая также развитие прямого взаимодействия ЕАЭС с отдельными заинтересованными государствами.

Внутри союза на первый план выходят вопросы разработки межгоспрограмм, направленных на решение вопросов обеспечения технологического суверенитета и импортозамещения, совершенствования расчетной системы в ЕАЭС.

Остаются в 2024-м актуальными задачи по завершению работы и подписанию международных договоров о формировании общего рынка газа и нефти союза, а также по дальнейшему совершенствованию работы по устранению барьеров и максимальному сокращению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter