О развитии авиационной отрасли в Беларуси

Высший пилотаж

Название материала пафосное. Куда уж?! А если вникнуть, Беларусь вырулила из такой политической турбулентности. И речь не только о мятежном августе 2020‑го. После него что ни месяц, то испытания. И мы держим удар. Третий год. Да так, что обыватель не очень‑то чувствует всю эту турбулентность. Если, конечно, не сидеть с головой в деструктивных каналах и не жить повесткой других стран.

Жировка немецкого бюргера тяжелеет, жизнерадостным итальянским повесам срезают выплаты по безработице, а на утонченного француза даже у Эйфелевой башни могут напасть крысы, а на его даму сердца — мигранты. Это не пропаганда, это реальная картинка.

Украина — в пике. А Россия, как ни странно, на пике: поднялась в топе мировых экономик. А сколько еще резервов! Точно не потолок. Недавняя поездка Президента Беларуси Александра ­Лукашенко в Национальный аэропорт и на авиационный завод — это как минимум ­демонстрация: авиационная отрасль страны в форме. Сверхзадача информационной кампании под кодовым названием Ryanair — подрезать крылья Беларуси. Не получилось. Ни стране, ни авиационной отрасли.

Приземлились, чтобы пойти на взлет

Первая часть президентской инспекции касалась реконструкции аэровокзала. В Национальном аэропорту Минск две взлетно‑посадочные полосы. Вторая была введена перед проведением Европейских игр в 2019 году. Но и первую поручено не забывать. Держать в идеальном рабочем состоянии. Смысл тот же, что с бронепоездом на запасном пути.
В общем, держать все в рабочем, значит, идеальном состоянии — это по‑белорусски. Это элемент, это традиция нашей производственной культуры.
Хотелось бы сказать, что тяга к такой порядочности — черта национального характера. Да. Но не всегда. Зачастую это происходит благодаря требовательности ­Президента. Можете называть это диктатурой порядка.

Александр ­Лукашенко часто предвидит исход разных ситуаций. И две полосы не просто блажь. Точно еще понадобятся. В последние годы национальный авиаперевозчик и Национальный аэропорт работают в условиях санкций. Но воздушная гавань страны репейником не поросла — востребована.
Заметный рост количества пассажиров и грузопотока. Если сравнивать с первыми шестью месяцами прошлого года, то в этом за аналогичный период «Белавиа» перевезла пассажиров на треть, а грузов на 60 процентов больше.
Прирост пассажиропотока и чистой прибыли происходит за счет открытия и возобновления регулярных рейсов во многие города России, а также мегаполисы стран дальней дуги. Катар, ОАЭ, с прошлой недели — Индия. И надо понимать, что в европейских аэропортах национального авиаперевозчика с хлебом‑солью не встречали. Да и европейское обслуживание судов с васильками было недешевым. Аэропорты российских городов более, что называется, доступные.

И еще одна тема — пассажиропоток: «в» и «из» условной Вены борт мог лететь полупустым, а из условного Ростова — заполненным. Другая особенность: на европейском направлении превалировали белорусы. Нечасто богатые англоязычные инвесторы прилетали с чемоданами денег для вложений в нашу экономику. А вот сейчас, наоборот, паломничество российских гостей к нам. Достаточно выйти вечером в любое людное место Минска или Бреста.
Въездной туризм лучше, чем выездной. Выручка приходит в нашу сферу услуг, а раньше мы вывозили валюту из страны.
К тому же все больше для себя открывают Беларусь жители экзотических стран и государств дальней дуги. И опасаться засилья выходцев из стран третьего мира не стоит. В Беларуси маслом, вернее дармовыми выплатами, иммигрантский хлеб не намазан. Да и сама стоимость авиабилетов — это уже страховка от представителей неуспешных стран. Летное поле тесного европейского направления и так плотно забито перевозчиками, а восточнее Буга практически вся планета и большая часть населения Земли под шасси самолетов «Белавиа».
Что называется, приземлились, чтобы вновь пойти на взлет. И если не в сторону Запада, то Востока.

Буду рулить

Мы найдем выход из любой ситуации. В беде мы никого не оставим. С такими нарративами ­Президент обратился к трудовому коллективу авиационного завода. Осваивая диверсификацию производственной деятельности, здесь научились ремонтировать импортные самолеты. Производственные мощности загружены полностью, а доля экспортной выручки — практически 99 процентов.
А ведь сам завод либеральные советчики призывали списать. Ладно, оборудование — на металл. А людей? Это же целая школа — компетенция — отрасль.
Вовремя вмешался ­Президент. Потребовал сохранить. Впрочем, как и многие другие предприятия. «Гаспадарчая» философия, как и со второй полосой. Вторая (не по значимости) полоса в отечественном авиастроении — авиационный ремонтный завод в Барановичах. Там уже покоряют новые высоты. Они в союзной программе по созданию отечественного гражданского самолета.
То есть поймали свою птицу счастья. Обмениваются с российскими коллегами опытом и развивают инволюционные производства. Заказы на тысячи деталей. Даже для уникальных летательных аппаратов, например российского гидросамолета Бе‑200, воздушных пожарных машин.
И надо понимать, что взлетная полоса для нашего авиастроения была не такой идеальной, как, например, в соседней Украине. Новые фигуры производственного пилотажа разучили уже самостоятельно за годы независимости. В итоге с жесткой санкционной посадкой гражданского авиастроения в Союзном государстве глобальная коалиция «пролетела».

Лукашенко смело заявил о мечте. Покорить новую высоту. Создать отечественный гражданский самолет. С одной стороны, мечта, конечно, заоблачная, а с другой…
Мечтали о своем спутнике, о космонавте в истории суверенной Беларуси и с белорусской пропиской. Сбывается же. Мечты становятся идеями. Идеи — концептами. Оно так и происходит в Беларуси.
Символично, что заводчане подарили нашему ­Президенту самолетный штурвал. Такие только у отечественных машин. Александр ­Лукашенко пообещал: будет рулить. В нынешних европейских судах стоят джойстики, а процессом управляет по большей части не пилот, а искусственный интеллект. Мне подумалось: так разве только в самолетах?! Алгоритмы прописаны во всем. А вот на высший пилотаж способны только асы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter