![](/upload/iblock/e6b/e6b2cd727951c038328771ab7cb34d35.jpg)
Как проверить надежность турфирмы
В Беларуси сферу туризма курирует Минспорта. Именно туда мы и обратились за рекомендациями. Первое, что советует Департамент по туризму Минспорта, — ознакомиться перед обращением в турфирму с информацией о ней в открытых источниках, проверить, существует ли вообще такая компания. Эти сведения можно получить на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также стоит проверить, есть ли сведения о турфирме в реестре субъектов туристической деятельности, который ведет Департамент по туризму. Информация размещена в открытом доступе на сайте Минспорта. Эту информацию также можно получить по телефону (8–017) 327–23–25.
![](/upload/iblock/b19/b19cf33a35aee054505a968e1c808ffd.jpg)
С тем, что вопрос надежности турфирмы является одним из первоочередных, согласен и Республиканский союз туристических организаций. Директор союза Валентин Цехмейстер отмечает, что есть традиционные рекомендации, которые всегда доводятся до туристов — осторожно выбирать туроператора, проверять надежность компании, наводить справки и читать отзывы других отдыхающих. «Но если бы еще пару недель назад у меня спросили о надежности «Натали Турс», я бы ответил, что компания надежна. Да, у них бывали проблемы, но они всегда их решали, выходили из трудного положения. Глава Ростуризма Олег Сафонов правильно сказал, что компания просто где–то не учла конъюнктуру сезона, просчиталась, отсюда и возникли финансовые проблемы. Обиднее всего, что пострадал потребитель», — говорит он.
![](/upload/iblock/80f/80fdff70443f7bc30c8778da70bf70df.jpg)
Страхование рисков
Отдельная тема во всей этой туристической эпопее — страхование. Та же компания «Натали Турс» продала до 10 тысяч туров на общую сумму около 15 млн долларов. Ответственность трех юридических лиц туроператора застрахована на 150,5 млн российских рублей в СК «Ингосстрах». В фонде персональной ответственности компании — еще 6 млн российских рублей, которые можно использовать для выплат туристам. Если разделить эти средства на всех туристов, получится по 15,6 тыс. российских рублей на человека. То есть финансовых гарантий не хватит на выплаты всем пострадавшим. При этом даже эти деньги туристы смогут получить, только если компания объявит об остановке деятельности. А «Натали Турс» намерена продолжать работу и будет пытаться возместить туристам затраты не в виде денег, а в виде гарантийных обязательств, по которым они смогут отдохнуть в следующем году.
«Фактически это делает туристов и агентов заложниками ситуации. Согласятся на гарантийные обязательства — возникает крайне сомнительная перспектива фактически через год воспользоваться услугами туроператора, который один раз их уже обманул. Не согласятся — получат гораздо меньше, чем заплатили», — отмечает пресс–секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, комментируя ситуацию российским журналистам.
«Норма обязательного страхования ответственности туроператора в Беларуси отсутствует. В России такая норма есть. Мы уже не раз рассматривали этот вопрос, но наши страховщики пока не готовы страховать ответственность туроператора», — подчеркивает генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова.
Лицензирование туруслуг
Валентин Цехмейстер поднимает еще один проблемный вопрос — лицензирование туруслуг. В 2011 году туризм в Беларуси был исключен из числа видов лицензируемой деятельности. «Мы тогда были категорически против этого решения. Лицензии все–таки позволяли государству регулировать работу на этом рынке, своевременно наказывать участников рынка при поступлении жалоб. Сегодня же рынок предоставлен сам себе. Элементы защиты потребителя должны быть продуманы, а наш рынок сейчас разрегулирован», — обращает внимание эксперт.
Ряд стран сейчас идет по пути ужесточения регулирования туристической сферы, отмечает глава Республиканского союза туристических организаций. К примеру, Латвия планирует ввести меры повышенной безопасности на рынке туруслуг. «Они подошли к тому, чтобы ввести лицензирование этой деятельности и страхование ответственности туроператоров», — говорит он. Уточняем, поможет ли при форс–мажорных ситуациях, как в случае с «Натали Турс», создание гарантийного фонда союза турорганизаций. «Рынок Беларуси — турагентский, их прибыль — это маржа. Что с этой маржи можно отчислить и хватит ли этой суммы на выплату компенсаций в случае форс–мажора — это большой вопрос», — отвечает Валентин Цехмейстер.
Валерия ГАВРИЛОВА, Светлана МИХОВИЧ, БЕЛТА.