Для решения задач, которые поставил Лукашенко перед сферой образования, нужно участие всего общества

Вырастить патриота и профессионала

Государство способствует развитию и самореализации юных белорусов. Но, даже находясь в самом начале большого жизненного пути, ребята должны проявлять активную гражданскую позицию, приумножать достояние родной страны. И здесь важны усилия как молодежи, так и школы, семьи. Об этом, в частности, говорил Александр Лукашенко во время мероприятия «Открытый микрофон с Президентом» со студентами вузов Витебской области. Что по этому поводу думают учащиеся, преподаватели и вчерашние выпускники?

Фото БЕЛТА

Гордость за свое 

Арина Борисова, четверокурсница экономического факультета БГУ, родилась и выросла в независимой Беларуси, получает здесь образование и планирует работать на родине:

— Наш факультет сотрудничает со многими компаниями, банками, это дает возможность прохождения учебной практики и распределения. Я сейчас стажируюсь в консалтинговой компании, где нацелена проходить преддипломную практику и затем отработку. 

Девушка отмечает, что современные технологии позволяют повысить эффективность преподавания за счет визуализации материала, развивают личностные качества студентов — умение планировать, самодисциплину, чувство ответственности. Президент акцентирует внимание на важности инноваций.

— Наши преподаватели стараются в дополнение к теоретическим материалам в презентациях добавлять интерактивные задания, например квизы на онлайн-платформах. Сервис miro помогает создавать различные диаграммы и графики, что оптимизирует рабочее время и сразу закрепляет теоретические знания на практике, плюс помогает работать в команде онлайн, — говорит Арина Борисова. 

Выступая на мероприятии «Открытый микрофон с Президентом», Александр Лукашенко подчеркнул: «Наша задача — в ускоренном формате провести новую научно-техническую революцию, пока нас не втянули в это военное противостояние. Только в таких условиях появится шанс сохраниться как государство и не допустить большой войны на нашей земле. Это суровая правда жизни. Я хочу, чтобы вы понимали всю серьезность исторического момента».

Выдерживать конкуренцию на новых рынках, создавать высокотехнологичную продукцию — всего этого невозможно достичь без качественного образования, убежден Никита Ларченко, третьекурсник факультета компьютерного проектирования БГУИР:

— Недавно с однокурсниками посещали столичную кондитерскую фабрику. Это был классный опыт: мы увидели внутреннюю кухню производства. Там современное оборудование, высокий уровень менеджмента. 

Никита Ларченко говорит, что участвовал в форуме патриотических сил — масштабном мероприятии, где обсуждались важность исторической памяти и участия молодежи в общественной жизни:

— Такие встречи дают мне чувство причастности к важным процессам в стране, вовлекают в общественную и политическую жизнь. Особенно запомнились разговоры с ветеранами Великой Отечественной войны. Слушать их истории — огромная честь. Ведь именно через такую связь мне и моим сверстникам удается осознать значимость исторической памяти и нашу ответственность за будущее Беларуси. Еще в нашем вузе проходят различные студенческие инициативы: конкурсы, квесты на патриотические темы. И это не просто развлечение, а возможность лучше понять историю своей страны.

Личная ответственность 

Се Цзинь, студент 3-го курса филологического факультета БГУ, красиво и грамотно изъясняет свои мысли на русском языке, за что благодарит белорусский вуз:

— В университете замечательная языковая атмосфера, высококвалифицированные преподаватели, красивый новый корпус, который объединяет в своих аудиториях представителей различных народов. 

Студент из Китая называет учебу в БГУ уникальной, ведь знания, полученные в вузе, предоставляют множество возможностей для личностного и профессионального роста:

— Мастерство преподавателей, эффективные методы обучения, творческий подход помогают развивать языковую способность очень быстро. В БГУ мировые специалисты, к которым всегда можно обратиться за советом, выслушать их мнение. Это уникальный опыт, который расширяет мой кругозор. 

Се Цзинь признается, что, кроме учебы, его студенческая жизнь наполнена путешествиями по Беларуси. Он уже побывал в музеях Я. Купалы, Я. Коласа, Национальном историческом музее, а также на родине белорусских поэтов и писателей:

— Путешествуя по стране и общаясь с местными жителями, я вижу, как белорусы любят свою родину, как бережно относятся к истории, чтят память предков. Радует, что у наших стран схожий взгляд на мир. 

 Содействие молодым специалистам и направление их на первые рабочие места — весомые плюсы нашей системы образования, убедилась на личном опыте Мария Бунина, которая летом окончила Минский городской педагогический колледж и сейчас делает первые шаги в профессии в столичной средней школе № 186:

— Как молодой специалист ощущаю поддержку, особую правовую защиту, материальные преференции. Радует, что более опытные сотрудники открыто и добродушно объясняют различные процессы. Уверена, система наставничества ускоряет процесс передачи знаний. 

Учительница начальных классов подчеркивает, что 2024-й — Год качества, поэтому двигаться по инерции нельзя, важно работать на максимальный результат:

— При этом важна синергия, например, воспитание и обучение — неразрывные процессы, о чем и говорил Президент, общаясь в Витебске со студентами. И здесь, безусловно, важны и качественные учебники, и ответственная подготовка к урокам. Так, учителя могут разрабатывать и применять новые подходы, использовать различные методики и приемы, близкие и понятные малышам. Воспитывать ребят нужно делом — через собственный пример, а также через труд, задания и поручения, организацию различных мероприятий. Как говорит Александр Лукашенко, воспитать патриота может только патриот. Ребятам с детства нужно объяснять, какими качествами должен обладать гражданин нашей страны: быть профессионалом своего дела и ответственным человеком.



МНЕНИЕ

Жанна ТАРАСЕВИЧ, ассистент кафедры экономики и управления предприятиями АПК факультета экономики и менеджмента БГЭУ:

— Главная ценность Беларуси — талантливые, трудолюбивые, толерантные люди, которые своей работой приумножают достояние страны. У нас выстроена хорошо продуманная государственная политика целенаправленной подготовки профессиональных кадров для всех отраслей и сфер экономики. Мы сохраняем традиционные подходы, в первую очередь равный доступ к получению знаний, сохранение бесплатного образования, повышение его качества. 

За годы независимости Беларуси мы постоянно руководствовались принципом: сохранить лучшее и приумножить наработки. Это касается всех сфер, в том числе образования, сельского хозяйства, промышленности. Параллельно расширяем горизонты, развивая международные перевозки, IT-сектор, ряд других услуг. Это также видно по специальностям БГЭУ: от экономики и управления на предприятии до экономической кибернетики. И здесь очень важно не останавливаться, идти в ногу со временем, действовать на опережение. Необходимо генерировать новые специальности, вводить новые учебные дисциплины, соответствующие потребностям экономики, на что и нацеливает Глава государства. Например, на нашей кафедре обсуждается возможность открытия новых специальностей в сфере экономики и управления продовольственными системами, такими как биотехнологическая корпорация, управление сельскими территориями. 

В Беларуси на практике обеспечивается и реализация принципа «образование через всю жизнь». Система продумана и дает возможность любому получить дополнительные знания: через магистратуру, курсы повышения квалификации. 

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter