Беларусь и Россия наращивают взаимодействие в сфере легкой промышленности

Выгодное движение навстречу

Сотрудничество Беларуси и России в разных сферах на протяжении всей истории существования государств заложило основы устойчивых партнерских отношений. При этом глобальные изменения рынков за последние годы подтолкнули Беларусь и Россию в том числе интенсивнее развивать кооперацию в сфере легкой промышленности. Колоссальный интерес, проявляемый к углублению взаимоотношений с двух сторон, подтверждает цифра в
2 млрд российских рублей. Именно на такую сумму за два месяца подготовки к XI Форуму регионов Беларуси и России и непосредственно в дни его проведения заключили коммерческие контракты предприятия концерна «Беллегпром» с российскими партнерами.
Татьяна Александрова, ковровщик.

Товарооборот растет

Своим видением актуальных тенденций в данной сфере двух стран поделилась заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Ксения Бобылева:


— В настоящий момент в отрасли легкой промышленности России работает около 50 тысяч предпринимателей. С 2020 года стабильно растет численность сотрудников и уровень заработной платы. Среди направлений отрасли особенно высокими темпами увеличивается производство одежды, изделий из кожи и текстильной продукции. Это все открывает перед нами с белорусскими партнерами широкие перспективы для кооперации. Мы открыты к сотрудничеству в самых передовых и инновационных технологиях, а также готовы делиться опытом. Нам есть куда двигаться. Потребительский рынок России традиционно тепло приветствует продукцию Республики Беларусь. Товарооборот между нашими странами растет, в денежном выражении прибавляя в среднем по 11 процентов ежегодно.

Касаясь перспектив сотрудничества, эксперт подчеркнула глобальную цель — взаимовыгодная промышленная кооперация и развитие внутреннего рынка наших стран:

— Уход иностранных брендов стал импульсом для развития локальных брендов Беларуси и России и хорошей возможностью для старта молодых отечественных производителей. И эту возможность следует сполна использовать.


Мнение коллеги поддержал председатель комитета по легкой промышленности Делового центра экономического развития СНГ, президент Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров. Он также обратил внимание, что сегодня рынок России значительно освобождается от европейских компаний:

— Это должно было рано или поздно произойти. И нормальное явление, как говорят на Руси и в Беларуси, лучше дружить с соседом, чем с каким-то дальним родственником. Так же и в нашем случае.
Российские и белорусские предприятия нашли эффективные точки взаимодействия. Это транспорт и логистика, что позволяет оперативно заключать огромное количество новых соглашений, контрактов.
Отдельный значимый фактор — общий менталитет. Исторически мы жили одним государством долгие годы. И сегодня на фоне всех изменений преимущество, конечно, у белорусского соседа, с которым нас связывает давняя добрая дружба.


В этой связи и возникающие сложности у предприятий легкой промышленности Союзного государства совместные, добавил Шамхал Ильдаров:

— Прежде всего они связаны с необходимостью создания общих стандартов и углубления взаимодействия в сфере транспорта и логистики. Еще одна общая проблема касается промышленного оборудования, которое в большинстве случаев и у нас, и у вас европейского производства. Мы должны разбавить его другими производителями, а также активнее возрождать промышленность наших стран с целью самообеспечения.

Конкурентное преимущество

Особенно ярко интерес белорусского и российского бизнеса к наращиванию совместных оборотов в сфере легкой промышленности виден на локальном уровне. Это как появление белорусских торговых объектов на территориально новых площадках в России, так и углубление связей между конкретными предприятиями и партнерами. Хорошим примером в данном случае является ОАО «Витебские ковры».


Предприятие экспортно ориентированное. Доля отечественного рынка в общем объеме реализации продукции занимает лишь 15 процентов. Остальное отгружается за рубеж. За январь — май выручка от реализации продукции составила 51 млн белорусских рублей. Экспортная выручка — 13,8 млн долларов, в том числе 12 млн долларов — если говорить об отгрузках в Россию, отмечает генеральный директор предприятия Артем Лоханкин:

— География наших поставок достаточно широкая. Это Российская Федерация, на которую приходится почти 80 процентов экспорта, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Монголия, Молдова, Румыния, Чехия. В июне осуществили первые поставки на рынок Туркменистана. Есть заинтересованность и наработки по выходу в Азербайджан и Узбекистан. Для нас это тоже стратегические рынки, которые мы хотели бы освоить. Также видим потенциал сотрудничества с Грузией. Но прежде всего, конечно, ориентированы на углубление взаимодействия с Россией.


Наиболее плотные контакты сложились с партнерами в Южном и Центральном федеральных округах, а также в северных регионах, констатировал руководитель «Витебских ковров»:

— Работа по расширению клиентской базы ведется на постоянной основе. Всего в настоящее время на территории Российской Федерации находится 28 наших контрагентов. Активно работаем не только в направлении поставок продукции, но и в плане развития кооперационных связей с российскими производителями, которые могут предложить нашему предприятию качественное сырье. На постоянной основе сотрудничество в данном направлении осуществляем с шестью партнерами. На полях Форума регионов Беларуси и России этот список пополнился — заключили меморандум о сотрудничестве и совместной деятельности по вопросу поставок латексов с российским научно-исследовательским институтом «Ярсинтез».


Перспективность российского рынка огромная, заключил Артем Лоханкин. Во-первых, он достаточно емкий, плюс логистическая близость:

— Есть возможность быстро и с минимальными финансовыми и временными затратами доставлять продукцию в любую точку, что повышает ее привлекательность по сравнению с товаром турецких, иранских, узбекских и других производителей. Кроме того, нашу продукцию ценят за оптимальное соотношение между ценой и качеством. В этом заслуга квалифицированных специалистов нашей технической службы. Это художественная мастерская, инженерный состав, которые активно прорабатывают рынок, анализируют новые продукты, появляющиеся на мировом рынке, и внедряют в производственный процесс собственные разработки, направленные в том числе и на снижение затратной части. Такой подход позволяет нам повышать свои конкурентные преимущества.




bogacheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter