Государство не может быть сильным без сильного лидера — факт. Именно поэтому в нашей стране три десятка лет назад появился институт президентства. За Александра Лукашенко во втором туре выборов-1994 отдали голоса 80,34 % избирателей. Первая в истории суверенной Беларуси инаугурация Президента состоялась в Овальном зале Дома Правительства 20 июля, а после нее наступил период решительных действий в отстаивании национальных интересов.
Первая пресс-конференция Александра Лукашенко после победы на выборах 1994 года и перед инаугурацией.
Личность в истории
Это были тридцать лет с начала становления, а далее укрепления политической, экономической, правовой и социальной систем Республики Беларусь, уверен заведующий кафедрой государственного управления юридического факультета БГУ, кандидат политических наук, доцент Вадим Михайловский. Он аргументирует свою мысль:— Президент как Глава государства и как личность находится в авангарде всех процессов в нашей стране. Будучи гарантом Конституции, прав и свобод граждан, он олицетворяет единство народа, его устремления и цели. Традиционные требования белорусов о законности, политическом порядке и социальном благополучии невозможно обеспечить без налаженной системы управления.
Политолог обращает внимание: мы выстраивали эту систему поступательно, учитывая национальные интересы и собственный опыт государственного строительства.
— При этом никогда не возникало сомнения в необходимости института президентства, его эффективности и актуальности для современной Беларуси, — подчеркивает Вадим Михайловский. — Никакое поступательное демократическое развитие и возрастающее экономическое благополучие невозможны без сильной вертикали власти, во главе которой находится мудрый арбитр. Президент сдерживает ветви власти, не дает никакой из них превалировать над другой, согласовывает различные точки зрения во имя общего блага, учитывает интересы всех слоев населения при принятии управленческих решений. За тридцать лет Александру Лукашенко приходилось брать на себя ответственность за многие судьбоносные решения в нашей стране: начиная от выбора модели социально-экономического развития и заканчивая вопросами размещения в стране ядерного оружия. Все это требует не только силы воли, но и особого политического чутья, умения прогнозировать реакцию населения.
Результаты поддержки на всех прошедших электоральных кампаниях и референдумах показали: Александр Лукашенко не ошибся, и народное большинство с ним согласно.
— Большое видится на расстоянии. Возможно, в исторических масштабах тридцать лет не так много, и нам еще предстоит оценить столь серьезную значимость этого периода для становления и развития Беларуси, — отмечает эксперт. — Но, с другой стороны, именно мы живем в условиях доступной медицины, бесплатного образования, строительства жилья с господдержкой, высокого процента трудовой занятости населения, роста зарплат и мирного неба. Этого достаточно, чтобы уже сегодня сказать, что нам повезло быть гражданами страны под именем Беларусь!
Ставшая исторической программа кандидата в Президенты Александра Лукашенко, опубликованная 14 июня 1994 года «Народной газетой».
Ключевой элемент
Политолог эксперт МПА СНГ Олег Лешенюк считает, что введение должности Президента позволило Беларуси реализовать принцип разделения властей, сформировать эффективную систему государственного управления с национальными, этническими и общественно-историческими особенностями:— Молодая независимая страна создала собственную государственность, прошла колоссальную эволюцию. Это позволило самостоятельно выстраивать политические и экономические отношения, создать гражданское общество без «помощи» со стороны, включиться в масштабные межгосударственные интеграционные проекты и многое другое.
Чего ждал народ от Главы государства тридцать лет назад? С одной стороны, он должен был сформировать демократическое сознание, а с другой — его появление способствовало внедрению норм и процедур, которые помогли бы сохранению устойчивости страны, позволяли бы избежать безвластия или, наоборот, монополизации власти. Президент в этих условиях уравновешивает ветви власти и определяет курс развития страны.
— Именно поэтому можно сказать, что институт президентства является ключевым элементом политической системы в Беларуси. Глава государства обеспечивает единство верховной власти на всей территории согласно Конституции страны, консолидирует нацию, а также выступает от ее имени на международном уровне, — подчеркивает политолог.
Люди ждали свет в конце тоннеля. И он появился летом 1994‑го.
Что важно, Беларусь остается верна курсу созидания, мира и справедливости, который выбрала три десятка лет назад. Это в ней ценят не только сами граждане, но и другие страны.
Мы продолжаем вкладываться и в развитие СНГ, основателями которого выступили в 1991 году, успешно строим Союзное государство на протяжении 25 лет, стремимся присоединиться к объединениям, которые набирают силу в последнее время — вступление в ШОС несколько недель назад тому подтверждение. Наша страна открыта для экономического сотрудничества со всеми, несмотря на расстояния. Достаточно вспомнить, что с Китаем установлены отношения всепогодного и всестороннего стратегического партнерства, а страны Африки одна за другой уже выстраиваются в очередь, чтобы перенимать наш опыт в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании.
34-е место среди 166 стран занимает Беларусь в Индексе достижения глобальных Целей устойчивого развития согласно отчету Sustainable Development Report 2023.
Обоюдное доверие
Олег Лешенюк напоминает, что за тридцать лет с момента принятия Конституции Основной Закон страны несколько раз претерпевал изменения и дополнялся:— За это время страна перешла от парламентской к президентской форме правления, заметно расширив полномочия Главы государства, — этого требовал непростой исторический период развития. Однако сегодня некоторые президентские полномочия были переданы высшему представительному органу народовластия — Всебелорусскому народному собранию. Так, в апреле на заседании VII ВНС были приняты Концепция национальной безопасности и Военная доктрина, — говорит политолог. — В основном документы подобного статуса в других странах утверждаются президентом, парламентом, верховным главнокомандующим и другими должностными лицами в зависимости от политических систем. В Беларуси это право дано всему народу, гражданскому обществу. Делегаты ВНС не просто вникают в важнейшие для страны вопросы, но и разделяют ответственность за национальную безопасность и суверенитет государства. Из этого и складываются по-настоящему доверительные и честные отношения национального лидера и народа.
Беларусь на мировой арене
имеет 70 загранучреждений
♦ 56 посольств
♦ 2 постоянных представительства
♦ 11 генеральных консульств и 1 консульство
является надежным экономическим партнером
Около 60 % производимой в стране продукции поставляется на зарубежные рынки, что характерно для стран с высокой степенью развития и открытости экономики
Экспорт товаров и услуг за прошлый год составил 47 870 млн долларов
kurak@sb.by