Избирательная кампания — 2024 в Беларуси, можно сказать, стартовала: вчера Минск принимал Международную научно‑практическую конференцию «Теория и практика избирательного процесса», собравшую более 300 представителей научной и педагогической общественности, исполнительных и распорядительных органов, депутатов, аналитиков и экспертов в электоральной сфере, представителей избирательных органов и парламентариев государств — участников СНГ. Организаторами конференции выступили Национальное собрание, ЦИК и Академия управления при Президенте.
![](/upload/iblock/313/ou61iiufn8pnlje9owqgewnoga29konk.jpg)
Успешные выборы — интернациональная победа
Конечно же, актуальность минского мероприятия объясняется не только предстоящим избирательным циклом, но и реалиями нашего времени. Об этом говорит и представительный состав участников технического, казалось бы, форума, и глобальность оценок, звучавших на нем. Председатель Совета Республики Наталья Кочанова отметила:— Возомнившие себя властителями мира Соединенные Штаты Америки и так называемый коллективный Запад пытаются вершить судьбу всех стран и народов, уничтожая неугодных, расчищают себе жизненное пространство.
На современном этапе в качестве триггера используются избирательные процессы. Кризисы, происходящие в ряде регионов мира, включая и постсоветское пространство, — прямое следствие внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств.Технологии с каждым разом становятся все более агрессивными и изощренными, а последствия — все более разрушительными и труднообратимыми, как это происходит в соседней Украине, констатировала спикер Совета Республики:
— Итоги буквально любого голосования по своей значимости выходят за пределы сугубо национальной повестки и без преувеличения влияют на будущее мироустройства.
Поэтому успешные выборы в любой стране — это, безусловно, интернациональная победа, вклад в укрепление единой неделимой безопасности, стабильности и всеобщего мира.
![](/upload/iblock/d67/k3aaqfc3394yaluih5zing2fzuxs6fm9.jpg)
Допустить нестабильность мы не вправе
Выстоять, сохранить суверенитет и независимость в таких условиях смогут только те государства, где достигнуто подлинное народовластие, обеспечены общественное согласие, гражданский мир и преемственность поколений, подчеркнул на конференции председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко:— Именно этим руководствовались депутаты Палаты представителей при обсуждении обновленной Конституции и принятии на ее основе изменений в избирательное законодательство нашей страны. Сохранив все то ценное, что позволяло республике стабильно развиваться на протяжении последних десятилетий, мы не допустили радикальной ломки избирательной системы. С учетом возросшего уровня политической и правовой культуры граждан Избирательный кодекс расширил их права на участие в государственном управлении.
Вместе с тем принятие закона — лишь часть дела, считает он:
— Все запланированные электоральные процессы должны быть организованы на высочайшем уровне. Те, кому не нравится самостоятельная и сильная Беларусь, постараются использовать любую возможность, чтобы раскачать политическую ситуацию. Допустить такого развития событий мы не вправе.
![](/upload/iblock/1c1/pmleimqsaqbwoqjtmmkwnsmw1e0ovtwx.jpg)
Настоящее гражданское общество вместо civil society
Как заметил Первый заместитель Главы Администрации Президента Максим Рыженков, участники минской конференции собрались не для того, чтобы обменяться избитыми клише и фразами из либеральных пособий по проведению выборов:— Нас всех объединяет общая цель: сделать так, чтобы выборы, будь то в Беларуси или в любом другом нашем государстве, происходили открыто и честно, в спокойной и демократичной атмосфере. И что очень важно — без вмешательства извне. А их результаты отражали волю народа, способствовали его консолидации, в конечном итоге — поступательному развитию государства.А потому настало время по‑новому взглянуть на все менторские оценки результатов выборов и нашего законодательства, идущие из ключевых европейских политических организаций ряда стран, считает Максим Рыженков:
— Напомню, до сих пор ОБСЕ так и не выработала прозрачных единых стандартов проведения избирательных кампаний. А во многих странах к западу от Бреста ситуация с организацией выборов вообще не поддается никакой критике.
Мы же выборы проводим не для галочки в отчетах ОБСЕ, а для своих стран и народов. Мы в Беларуси к этому давно пришли. У нас легитимность результата избирательной кампании определяет народ и только народ. Не размытое civil society, а настоящее патриотически настроенное гражданское общество.
![](/upload/iblock/5ef/laez3yxjy6mymiwn3b2a73on1n3z196f.jpg)
Конструктивное взаимодействие необходимо расширять
В условиях гибридных войн и геополитического шторма, который мы наблюдаем, избирательные процессы — очень ответственная вещь, подчеркивает ректор Академии управления при Президенте Вячеслав Данилович:— Потому что избирательные кампании, к сожалению, используются деструктивными силами для раскачивания ситуации в различных странах, в том числе в Беларуси.
Пришло время выработки и закрепления универсальных международных подходов к наблюдению за избирательным процессом с учетом мирового опыта, в том числе региональных стандартов, убежден Председатель Центризбиркома Беларуси Игорь Карпенко:
— Наряду с традиционным участием в работе структур СНГ нам необходимо расширять взаимодействие в рамках Всемирной ассоциации избирательных органов, которая включает в себя 109 стран мира, а также таких авторитетных международных организаций, как ОДКБ, ШОС, БРИКС.На необходимость тесного взаимодействия с конструктивными партнерами обратил внимание в беседе с журналистами на полях конференции и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко:
— Не секрет, что международное сообщество в виде коллективного Запада пыталось навязать нам свои подходы, некие стандарты. Там содержался тезис о том, что «молодые демократии» в виде постсоветских государств нуждаются в неких указаниях. Это прямое вмешательство во внутренние дела и навязывание своих стандартов.
Сегодня на пространстве СНГ формируются новые подходы по международному наблюдению, по общей организации избирательных процессов и работы по невмешательству в них.В связи с этим весьма интересен путь Беларуси по совершенствованию процедуры избирательного процесса, отметил член ЦИК России, декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов:
— Поскольку состоявшаяся у меня накануне встреча с руководителем белорусского ЦИК показала: накоплен очень серьезный опыт. Со своей стороны могу сказать, что за почти 30 лет формирования и развития избирательной системы в России были достигнуты очень серьезные результаты, идущие в плоскости достижения все большей и большей открытости нашей системы для избирателей. Нам есть о чем рассказать коллегам — и мы с радостью поделимся своим опытом.
![](/upload/iblock/eb1/hyji9pmeabd37rn820bqlr2vf53yz85m.jpg)
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
1. Создание эффективного правового, информационного, финансового и организационно‑технического заслона внешнему вмешательству в электоральный процесс.
2. Принятие необходимых мер, направленных на недопущение использования должностных полномочий выборного лица вразрез с национальными и государственными интересами.
3. Обеспечение безопасности организаторов и участников электорального процесса, предупреждение и профилактика противоправных действий.
4. Международное сотрудничество и создание в глобальном аспекте новой эффективной системы коллективной безопасности, выработка международных стандартов оценки выборов.
osipov@sb.by
isaenok@sb.by