Витебский медуниверситет за 90 лет подготовил более 18 тысяч врачей разного профиля

Вуз завтрашнего дня

О профессии врача говорят, что она дана от Бога и приходят в нее только по призванию. Ведь ношу ответственности за жизнь и здоровье другого человека не каждому дано вынести, как и сохранить на протяжении всей жизни искреннее желание делиться своим душевным теплом, помогать людям. О силе клятвы Гиппократа и престиже отечественной школы медицинского образования поговорили с Алексеем Чукановым, ректором Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета, отмечающего 1 ноября юбилей.


— Алексей Николаевич, за эти годы из стен университета вышли более 18 тысяч специалистов. Поделитесь своим видением, как вырастить врача с большой буквы.

— Прежде всего надо найти еще в школе ребят, в которых заложены черты характера и ценности, присущие истинным врачам.  
Гуманизм, умение выслушать, быть выдержанным. Конечно, нужны интеллект и способность усваивать большой объем знаний. Но самое важное — желание прийти на помощь в любых условиях и обстановке. Без этого настоящий врач не может состояться. 
В силу загрузки, напряженности труда, постоянного сопереживания пациенту бывают моменты, когда врач выгорает, становится черствее. Тем не менее важно неуклонно следовать предназначению, ведь к доктору человек идет в том числе и за добрым словом. И то, что слово лечит, мой опыт показывает однозначно. Достаточно вспомнить начало ковида, когда наши студенты массово пошли в клиники, чтобы помочь людям и своим старшим коллегам. Мы получили огромное количество самых трогательных отзывов об их работе от пациентов. Люди искренне благодарили их за чуткость, отзывчивость, внимание, поддержку, хотя многие ребята только начинали свой профессиональный путь.

Алексей Чуканов.

— Доброе слово вкупе с современными технологиями и мастерством доктора может сотворить самое настоящее чудо. Из Витебска регулярно звучат новости о проведении уникальных операций, внедрении новых технологий, о передовых научных разработках. Каким образом получается масштабно реализовать весь потенциал?

— Университет успешно выполняет три основные задачи: обучение, наука и лечение. Профессорско‑преподавательский состав консультирует в клиниках, там же большую часть времени обучая студентов. Параллельно эта деятельность сочетается с научными изысканиями, без которых никак. Это же медицина, самая динамично меняющаяся отрасль! Благодаря мощной технической базе, включающей спектр передовых лабораторий, в том числе имеющих международную сертификацию GMP, симуляционный центр, Центр трансфера медицинских технологий и ряд других подразделений, у нас есть все возможности качественно обучить молодежь современным технологиям. Более того, мы учим их на будущее. Уже сейчас, например, у нас ведутся курсы по использованию искусственного интеллекта в медицине, применению стволовых клеток. Звучит несколько фантастично, но это то, что буквально через несколько лет станет обыденностью в медицине. И наши студенты будут к этому готовы. Добавлю про отдельную гордость вуза — факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Он позволяет нашим преподавателям всегда находиться в тонусе и является стимулом для совершенствования их знаний.

— В профессии врача цена ошибки может оказаться фатальной. Как удается донести эту истину до студентов, привить им чувство ответственности?

— Только личным примером и определенным протоколом действий. В частности, более 80 процентов учебных часов у нас посвящены отработке практических навыков, умению работать руками, освоению инструментария и новых технологий. Все это происходит в нашем симуляционном центре, оснащенном самыми современными тренажерами. Только его успешное прохождение с доведением навыков до автоматизма является для каждого студента пропуском к постели больного. И никак иначе. Мы очень щепетильны в этом вопросе. Такими шагами закладываем основу ответственного отношения за каждое принятое решение. Наша цель — выпустить подготовленных к самостоятельной работе и верных клятве Гиппократа врачей‑практиков.

Занятия на кафедре оперативной хирургии.

— В условиях давления во всех сферах Беларусь стойко держится. Как политическая обстановка отразилась на витебском вузе?

— Поток иностранных студентов у нас не снизился. Он вырос! В настоящее время количество обучающихся в ВГМУ иностранцев составляет около 1,8 тысячи человек. И в этом исключительно заслуга Главы государства, который открыл для Беларуси векторы стран дальней дуги, а также активно укрепляет дружеские контакты с ближним зарубежьем. Например, после визита ­Президента в Узбекистан у нас значительно увеличилось число студентов оттуда. То же самое могу отметить про Таджикистан, африканские страны.  
Еще один весомый фактор, почему к нам едут учиться иностранные граждане, — мир, спокойствие и порядок, обеспеченные трудом нашего народа. И это доказательство того, что в Беларуси абсолютно правильная и выверенная государственная политика. 
Только вдумайтесь: молодые люди, представители более 45 стран Европы, Азии и Африки, в качестве места получения высшего образования (а это пять‑шесть лучших лет жизни!) выбирают нашу республику. И некоторые потом остаются работать у нас после окончания учебы, обзаводятся семьями. А приезжая к себе на родину, естественно, являются популяризаторами Беларуси и наших ценностей. У нас есть примеры, когда иностранцы учатся в вузе уже целыми семьями.

— Престиж витебской школы медицинского образования с годами только крепнет. Ребята осознают, насколько им повезло здесь учиться?

— На протяжении всех лет деятельности в Витебском медуниверситете работали и продолжают работать знаковые специалисты, известные на родине и далеко за рубежом. Лично для меня, например, когда пришел работать в ВГМУ, огромным событием стала встреча с преподающим здесь профессором Александром Николаевичем Окороковым — по его учебнику сам учился. Представьте, каково это — увидеть живую легенду! А для студентов, которые напрямую впитывают от именитых преподавателей знания и опыт, такая возможность бесценна. Осознать этот факт ребятам помогает участие в международных мероприятиях, когда в процессе общения сверстники, ученые из других стран выражают восхищение их педагогами, подчеркивая вклад витебских специалистов в мировую науку. Это не только стимулирует молодежь стремиться быть достойными преемниками своих учителей, но и формирует чувство гордости за свой университет, город и родную страну, в которой у всех есть возможность раскрыть талант и внести личный вклад в процветание своего народа.

— В 1984 году Витебский медуниверситет наградили орденом Дружбы народов за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов, развитии медицинской науки и народного здравоохранения. Пожалуй, это единственный вуз в Беларуси, отмеченный такой высокой наградой…

— Признаюсь, первое время в качестве ректора я чувствовал себя очень напряженно, потому что такому имени, как Витебский медицинский университет, надо соответствовать. Нужно действительно быть не хуже, чем предшественники и нынешние представители коллектива вуза. И плюс ко всему, сохраняя заложенные традиции, находить возможности для движения вперед. У нас много планов. Большие перспективы связываем с открытием в следующем году нового корпуса в Витебской областной клинической больнице. В будущее смотрю с оптимизмом, ведь рядом мощная поддержка команды единомышленников, с которой можно воплощать самые смелые проекты.

bogacheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter