Белорусский государственный технологический университет всегда специализировался на подготовке кадров и разработке технологий для отраслей лесного хозяйства, а также химико–технологической, фармацевтической и полиграфической. И на рубеже ХХ — ХХI веков вуз активно включился в работу по модернизации экономики и освоению инновационных технологий. Так появились новые направления, среди которых энерго– и ресурсосбережение, экология и рациональное землепользование, нано– и биотехнологии, микроэлектроника, информационные технологии, кибербезопасность. Кроме того, мы одними из первых создали на своей базе инновационный образовательный и научно–производственный кластер, в который вошли 5 профильных учреждений среднего специального образования в Минске, Полоцке, Витебске, Бобруйске и Гомеле. Это позволило не только обучать студентов по системе «колледж — университет» для крупных промышленных объединений, но и проводить научные исследования для создания современных продуктов и технологий, внедряя их в производство.
Конечно, особую роль здесь играет высокий уровень профессорско–преподавательского состава: удельный вес преподавателей, имеющих ученые звания и степени, у нас самый высокий среди отечественных вузов. Кроме того, к преподавательской работе привлекаются ведущие специалисты–практики министерств и ведомств, концернов, Национальной академии наук и профессора других ведущих университетов. За 2014 — 2016 годы более 300 наших преподавателей прошли стажировки в академических институтах, научно–исследовательских и научных центрах Беларуси и России, Швеции и США, Австрии и Польши, Германии, Греции и Латвии. Все это дает нам возможность вести много международных научно–инновационных проектов.
Основную же задачу — подготовку высококвалифицированных кадров — призвана решать организация учебного процесса. За 2014 — 2016 годы мы подготовили 6.040 молодых специалистов, и они успешно работают в отраслях реального сектора экономики, доля которого составляет 60 — 70% ВВП страны. За это время университетом открыто 7 новых востребованных специальностей переподготовки. Кстати, в прошлую вступительную кампанию в БГТУ было зачислено 2.054 человека, на 173 больше, чем в предыдущем году. Но главное, что наши выпускники сегодня действительно востребованы производством. Благодаря прежде всего практической ориентированности образования. Например, представители организаций и предприятий — заказчиков кадров — регулярно участвуют в рецензировании учебных программ, а для проведения учебных и производственных практик студентов заключены свыше 1.600 договоров с потенциальными работодателями. Это непрерывное взаимодействие с ведущими предприятиями позволяет университету чутко реагировать на запросы различных отраслей промышленности. В университете сформирован пакет заявок, которые отражают потребность в молодых специалистах по всем специальностям до 2025 года. Заявки прислали более 400 организаций, и сейчас формирование этого портфеля продолжается.
Из аудиторий факультета технологии органических веществ вышло немало полезных разработок.
С 1 сентября прошлого года мы начали готовить кадры еще и на английском языке. Пока, правда, речь идет о заочной форме обучения, такие знания по ряду востребованных специальностей получают 16 аспирантов. Впрочем, и сам университет делает акцент на знание иностранного. Достаточно сказать, что с 2013 по 2016 год в Центре языковой подготовки БГТУ прошли обучение около 400 сотрудников, студентов и аспирантов, сейчас здесь же осваивают язык еще 228 студентов и 44 преподавателя.
Еще одно важное направление работы — реализация Государственной программы инновационного развития. У БГТУ совместно с ведущими предприятиями, учреждениями и организациями созданы и активно работают 18 филиалов кафедр и 34 учебно–научных производственных центра. Допустим, в прошлом году в Парке высоких технологий появилась инновационная площадка, которая стала филиалом факультета информационных технологий. Такое сотрудничество позволяет отслеживать в деле качество подготовки кадров и дает возможность эффективно использовать в образовательном процессе опыт специалистов–практиков.
Как показывает опыт, профессиональные навыки будущие специалисты лучше всего получают через научно–исследовательскую работу, вовлечь в которую студентов проще через научные объединения, творческие лаборатории и кружки. У нас таких объединений 127, и в них задействованы около 2.000 парней и девушек. Результат — свыше 45% всех дипломных проектов выполняются с элементами научных исследований, 47% — по заказам предприятий, а около 50% рекомендуются к внедрению в производство. Особо отмечу, что все научные исследования проводятся на самых современных аналитических приборах.
Важная часть подготовки современного специалиста — научно-исследовательская работа.
Значимым событием в прошлом году для БГТУ явилось подписание договора о сотрудничестве с Национальной академией наук. Наш вуз стал вторым университетом в стране, имеющим подобный договор. Только за 2016–й наши ученые выполнили 580 научно–исследовательских разработок, получено 45 патентов в Беларуси и три в России. Еще 25 заявок на изобретения и полезные модели подготовлены к патентованию и отправлены в Национальный центр интеллектуальной собственности Беларуси, в Российское агентство по патентам и товарным знакам и в Евразийское патентное ведомство. А в декабре принята программа взаимодействия концерна «Беллесбумпром» и БГТУ на год нынешний, которая предусматривает внедрение на предприятиях лесной отрасли разработок, направленных на снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; технологий производства новых видов продукции на основе канифоли и скипидара; технических инноваций, нацеленных на увеличение заготовки живицы. Предусмотрено программой также обучение и повышение квалификации специалистов на целлюлозно–бумажных и лесохимических производствах. Кроме того, продолжается работа по сохранению и расширению производства в стране стоматологических материалов, новых сверхпрочных бетонов для БелАЭС и ряда производств, оптических стекол и стекла для фармацевтической промышленности. В стадии разработки проект по переработке электросталеплавильного шлака БМЗ с возможностью его использования на цементных заводах.
Очень помогает нам соответствовать веяниям времени обмен опытом на международном уровне. Наш вуз давно ведет совместную с Вильнюсским техническим университетом имени Гедиминаса подготовку магистров по специальности «Управление недвижимостью» по дистанционной форме обучения с выдачей белорусских и литовских дипломов. Учатся такие студенты на русском и английском языках, подобной возможностью воспользовались уже более 100 белорусских магистрантов. А в прошлом году БГТУ заключил договор о создании совместного факультета с Таджикским национальным университетом по химической технологии. Обучение будет проходить по системе 2+2,5. Сейчас мы разрабатываем учебные планы, чтобы передать их таджикской стороне. В планах и открытие совместных магистерских программ с Белостокским техническим университетом по специальностям «Многофункциональное лесопользование» и «Инновационный менеджмент» в дистанционной форме обучения.
Организация учебного процесса, постоянное совершенствование учебных программ, современная научная база, уровень исследований и квалифицированные кадры — вот залог успешной подготовки и повышения квалификации специалистов для различных отраслей. Именно так мы вносим свою лепту в инновационное развитие страны.
Игорь ВОЙТОВ, ректор БГТУ, профессор.