Следующий год для Национального художественного музея — юбилейный. Генеральный директор Владимир Прокопцов снует как челнок, решая различные вопросы: со строительством, ремонтом, организацией выставок как дома, так и за рубежом. Встречается с художниками, строителями, искусствоведами, дипломатами... Всего не перечислить. На сегодняшний день экспонируется лишь четыре процента всех сокровищ. Хотелось бы этот процент увеличить. Недавно прошедшая «Ночь музеев» показала, насколько наш художественный маленький и тесный. Он даже не смог вместить всех желающих. В залах было не протолкнуться.
— Наш музей переживает сейчас второе рождение, — воодушевлен Владимир Иванович, — так как Главой государства было принято решение о создании музейного комплекса. Напомню, что в 1999 году Александр Григорьевич посетил музей, увидел наши стесненные обстоятельства и принял решение о передаче нам здания по улице Ленина, 22, в котором находилось унитарное предприятие института геосервиса. В 2010 году, на выставке «Земля под белыми крыльями», Президент распорядился передать нам аварийное здание общежития по улице Карла Маркса, 24, которое планировалось перепрофилировать под городскую гостиницу. Хочу отметить, что в следующем году мы планируем открыть в этом здании новые экспозиционные залы. Первой там будет выставка «О, спорт, ты — мир!», приуроченная ко II Европейским играм. У нас много замечательных работ на эту тему. Кстати, попытаемся заказать нашим художникам портреты выдающихся современных спортсменов и показать их на будущей выставке.
— А чем еще будете удивлять зрителей?
— Для любого музея важно иметь возможность полнее показывать свои коллекции. Вот сейчас мы готовим большую совместную выставку с польскими коллегами из музея в Бяла–Подляске, посвященную лошадям. Работ столько, что можно сделать несколько выставок, а не одну. Обидно, что зрители не смогут увидеть все, что у нас есть, — не позволяют экспозиционные площади. Также у нас великолепные коллекции натюрморта, портрета, пейзажа, а показываем крохи, маленькую часть.
Кроме всего прочего, мы обязаны сотрудничать с нашими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. В прошлом году в Китае проходила наша выставка, на которой были представлены работы лучших белорусских художников. Выставка в главном музее Китая прошла с большим успехом. Коллеги из Поднебесной прислали нам свою выставку. Для экспозиции пришлось использовать два зала, что не всегда на пользу постоянной выставке. Разрушается ее целостность.
А старый корпус, построенный в 1957 году Еленой Аладовой, бывшим директором музея, технически исчерпал свой ресурс и давно требует капитального ремонта. Но это уже будет последний этап создания нашего современного комплекса.
— Владимир Иванович, мне пришлось везти своих друзей из Японии в Раубичи, чтобы показать народное искусство в одном из ваших филиалов. Это не очень удобно, согласитесь?
— Вот еще проблема. Богатейшая коллекция нашего народного искусства находится не в Минске, а в Раубичах. Если туда кто и ездит, то только специалисты. Будем откровенны, не поедет современный зритель, дорожащий личным временем, аж за тридцать километров. Если бы удалось расшириться, то мы смогли бы перевезти все экспонаты сюда, в музейный квартал. Собрали бы цельную экспозицию национального искусства — от народного (постилки, рушники, костюмы) до самого современного. Надоело объяснять гостям музея, что все у нас есть, но вот только находится в разных местах. Хочется и эту ситуацию исправить как можно скорее.
— А что будет с филиалом в Раубичах?
— Мы готовы передать его вместе со всем оборудованием Министерству спорта и туризма. Там можно будет создать музей биатлона, например.
— В каждом большом музее есть брендовый экспонат. В Лувре — Джоконда, а что у нас?
— У нас есть уникальное произведение народного художника Александра Кищенко — «Гобелен века». Это шедевр, включенный в Книгу рекордов Гиннесса. На нем изображены все знаковые личности ХХ века. Пока гобелен находится на ответственном хранении в Борисове.
— Вы верите, что все эти вопросы можно решить?
— Верю! Они уже решаются. Все заинтересованные лица понимают, что на сегодняшний день основная задача музея — показывать как можно больше произведений из наших коллекций, прославляя Беларусь.
ladzimir@tut.by
Разговор с директором НХМ Беларуси Владимиром Прокопцовым о сегодняшних проблемах музея
Второе рождение
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.