В силу общественной значимости торговых сетей и роли государства в обеспечении их функционирования необходимо законодательно изменить порядок распределения доходов от сетевой торговли, не умаляя предпринимательские заслуги создателей и собственников торговых сетей.
Скрытая угроза гигантов
Дело в том, что в условиях глобальной цифровизации крупные торговые сети становятся экономикой внутри национальных экономик, рынком внутри национальных рынков и, можно сказать, государством внутри государств. Соединение современных информационных и цифровых технологий с передовыми торговыми практиками позволяет им легко обходить устанавливаемые государством квоты, ценовые ограничения на продукты и услуги, трудовое законодательство. При этом в ходе своего роста и наращивания различных смежных функций торговые сети и платформы быстро поглощают или устраняют традиционные торговые форматы — ларьки и магазины шаговой доступности, становясь монополией, то есть компанией, практически не имеющей конкурентов.Если 20 лет назад гипермаркет «выжигал» все альтернативные торговые точки в радиусе 1,5–2 километра, то современные торговые сети распространяют свое влияние на регионы и государства, выжимая из своих сотрудников по максимуму, будь то менеджер, кассир или складской рабочий. В качестве примера можно привести деятельность всемирно известной и глобальной компании Amazon, которая в сфере торговли США уничтожила почти на 150 тысяч рабочих мест больше, чем создала с помощью сети своих распределительных складов, зарплаты работников которых почти на 20 процентов меньше, чем в несетевых компаниях.
Естественно, что с внедрением роботов и дальнейшим развитием цифровых технологий эта отрицательная динамика будет усиливаться. И потому государство не должно рассматривать эти тенденции как естественный ход технологического развития, при котором социальные вопросы сдвигаются на второй план, и отступить перед технологическими гигантами.
В решении социальных вопросов устойчивого развития — обеспечения порядка, стабильности и справедливости — государство не должно отступать, и действия Главы Беларуси в этой сфере верны и, несомненно, войдут в самой недалекой перспективе в практику других государств и окажут влияние на изменения взглядов мирового сообщества на деятельность транснациональных торговых компаний и IТ-гигантов.
Торговые центры — благо общественное
Самое важное, что Директива № 10 не только про политику, но и про современную экономику, отличающуюся противоречивыми явлениями и парадоксами, наиболее ярко проявляющимися как в деятельности крупных торговых сетей, так и в электронной торговле, прежде всего за счет так называемых сетевых эффектов, усиливаемых современными технологиями.Во-первых, это противоречие между мощной рыночной силой торговой сети и незначительной значимостью для нее действий каждого конкретного покупателя.
Известно, что полезность торговой сети прямо пропорциональна количеству ее участников. Чем больше клиентов — тем сеть мощнее и сильнее востребована. Парадокс состоит в том, что эту мощность торговым сетям придаем мы сами своим участием как покупатели. Но одновременно конкретный покупатель (в силу огромного их числа и изощренных манипуляций по навязыванию все больших покупок) быстро становится зависимым от сети, прежде всего за счет бонусов и скидок, все более легко вовлекается в рекламные и различные акции лояльности, проводимые торговыми сетями.
В результате эти акции неизбежно превращаются в манипуляции поведением покупателей и потому должны предваряться квалифицированной экспертизой психологов, социологов, нейробиологов и других специалистов под государственным контролем, а результаты экспертизы должны доводиться до сообщества покупателей.
Во-вторых, противоречие между общественной значимостью торговых сетей, центров и частным правом на присвоение собственниками доходов от их деятельности. По сути, эти сети и центры являются общественным благом, так как государство обеспечило инфраструктуру для их работы и организовало к ним массовые потоки платежеспособных покупателей, в том числе и путем развития транспорта и мобильной связи.
Ценность проекту придает живое творчество масс
Именно в силу общественной значимости торговых сетей и роли государства в обеспечении их функционирования необходимо законодательно изменить порядок распределения доходов от сетевой торговли, не умаляя предпринимательские заслуги создателей и собственников торговых сетей. Воздать им должное нужно именно за предпринимательский успех в запуске проекта и осуществлении текущей работы сети, а не сверхдоходами на долгосрочную перспективу. И это не национализация, а следование принципу справедливости путем достижения баланса в распределении доходов от создаваемых совместно ценностей предпринимателями и обществом.Торговые сети создают для общества такие ценности, как новые торговые технологии и инструменты, обеспечивающие комфорт для покупателей и повышающие эффективность торговых центров. Поэтому создаваемая в этом сегменте прибыль должна в первую очередь направляться на расширение производственного капитала и социальные цели развития своей страны. Современный покупатель со смартфоном — это уже не просто потребитель товаров и услуг, а активный участник торгового процесса, помогающий быстро совершенствовать маркетинговую политику и подавать четкие сигналы производителям товаров и услуг. Сегодня доходы от этой массовой, но невидимой деятельности сообщества покупателей присваиваются в основном собственниками сетей, а должны направляться по справедливости их происхождения на развитие производства и решение социальных проблем.
Пока еще многие государства, за исключением Китая, правительство которого скорректировало деятельность торгового гиганта Alibaba, не решаются тронуть эту новую «священную корову». Руководство Беларуси решилось и приступило к реальным действиям по регулированию деятельности крупных торговых сетей. Для начала — в части цен.
Догадываюсь, что некоторые экономисты сошлются на мнения классиков рыночной экономики о частной собственности. Но дело в том, что в современных высокотехнологических посреднических компаниях, каковыми являются торговые и социальные сети, частная собственность — это только все то, что вложено собственниками в запуск проекта. А дальше уже, как отмечали классики, ценность проекту придает живое творчество масс, в данном случае покупателей, которые своими действиями обеспечивают жизнеспособность предпринимательской идеи и ее эффективное каждодневное воплощение. Так как главным и ключевым фактором успешности торговой сети являются не торговые технологии, а наличие платежеспособных покупателей и социальная стабильность в обществе как главная ценность общественного развития, что в итоге и обеспечивается государством, то есть всеми нами.
Значимость — колоссальная
Высокотехнологические торговые компании — это новая реальность в экономике стран, требующая нового осмысления и ухода от многих рыночных стереотипов. Международный и отечественный опыт показывает, что как только мы начнем исключать социальную составляющую из технологического развития страны и сводить все только к деньгам, то тут же появятся люди, которые будут сосредоточены на манипуляции существующими ресурсами и продукцией, а также на извлечении непропорционально высоких доходов из проистекающих из этого торговых операций. Отсюда несправедливость и рост неравенства.Можно полагать, что Директива № 10 «О недопустимости роста цен» точно попала в «десятку» не только для сегодняшней ситуации с ростом цен, но и послужит решению тех проблем социально-экономического развития страны, которые пока еще не слишком явно проявляются (или вообще находятся за горизонтом известных теорий и практик).
Ученым и специалистам еще предстоит осмыслить значимость Директивы № 10 как начала нового этапа государственной политики Беларуси в регулировании посреднической деятельности применительно к новой реальности и предложить комплекс мероприятий стратегической значимости для развития государства в стремительно наступающей цифровой эпохе.