В «новой реальности» белорусская туристическая отрасль, наоборот, получила стимул к развитию. В том числе и благодаря открытости страны. И по ковидным ограничениям, и по безвизу, и по другим параметрам въехать в Беларусь могут с минимальными сложностями жители даже тех государств, чьи политики нас, мягко говоря, не любят. Постепенно страна становится этакой площадкой для встреч людей из разных регионов. Благо лежим на перекрестье многих мировых путей.
«Мы на нуле. Россияне больше не приезжают», — в отчаянии констатировал британской The Guardian владелец небольшого ресторана в итальянском городке Скалея, что на юге страны. Экономика этого региона последние десять лет держалась в основном на доходах от российских туристов. Теперь Скалея в буквальном смысле слова в бедственном положении. Туристический поток иссяк. Турфирмы, агентства недвижимости, магазины и кафе переживают тяжелые времена.
Итальянский курорт — скорее правило, чем исключение. По предварительным прогнозам, от политики «закрытых дверей» европейский турбизнес в минувшем году потерял более 20 миллиардов евро. Значительные убытки несут Испания, Греция, Кипр, Италия, Болгария и Финляндия. В частности, Институт туризма Испании уже объявил об убытках, равных приблизительно 1,4 миллиарда евро. Владельцы туристической инфраструктуры с тоской вспоминают о былых прибылях. По подсчетам тех же испанских экспертов, среднестатистический россиянин тратил на отдыхе около 175 евро в сутки. Куда больше, чем немец или француз (138 евро и 99 евро соответственно).
От сужения туристического потока страдают не только летние курорты. Большой популярностью у россиян и белорусов пользовались горнолыжные туры. Гостиничные номера на зимние месяцы бронировались с лета. Но все это в прошлом. Представители турбизнеса Финляндии, Альп и стран Балтии не скрывают: сегодня о стопроцентной загрузке отельного фонда приходится только мечтать. В некогда оживленных туристических регионах все чаще поговаривают о массовых банкротствах предприятий малого бизнеса.
В Беларуси гостям всегда рады!
Попытки спасти ситуацию за счет европейских туристов, соскучившихся за ковидные месяцы по солнцу и морю, вряд ли принесут ожидаемые дивиденды. Бюджетные авиапутешествия становятся историей. Стоимость билетов растет катастрофически. Пассажирам все труднее найти подходящий вариант по выгодной цене. Аналитическая компания Cirium отмечает: ежемесячно тысячи рейсов в крупные авиаузлы вычеркиваются из расписания. Количество перевозок уменьшилось даже у солидных игроков рынка. Только за два месяца немецкий авиаперевозчик Lufthansa отменил почти 5,8 тысячи рейсов.
С ноября по январь, по наблюдению руководителей европейских туристических онлайн-сервисов, просматривается четкая тенденция: клиенты бронируют более дешевые отели и планируют более короткие поездки. Предпочтение отдается лоукостерам, а время отдыха сокращается в среднем на десять процентов. Впрочем, и экономтуры могут позволить себе уже не все. Более 40 процентов участников опроса международной исследовательской компании Ipsos Group, отказавшихся от поездки во время отпуска в 2022 году, сослались на элементарное отсутствие средств.
Пока европейские курорты подсчитывают убытки от недальновидных решений собственных политиков, другие туристические направления набирают популярность. На рост прибылей от увеличения потока туристов в ближайшие три-пять лет рассчитывают страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и СНГ. Беларусь — одна из них.
В Министерстве спорта и туризма сезон- 2022 характеризуют как весьма динамичный. За 10 месяцев прошлого года Беларусь посетили 1 миллион 163 тысячи иностранцев (почти на четверть больше показателя 2021‑го). Объем экспорта туристических услуг за тот же период составил около 150 миллионов долларов — плюс 39 процентов к уровню 2021-го.
Перечень достопримечательностей, которыми изобилует Беларусь, занял бы не одну страницу. И чтобы лучше сориентировать туристов в имеющемся многообразии, во всех важных туристических регионах страны появятся туристско-информационные центры. Эти структуры займутся координацией действий организаций по развитию туризма. Главное — есть что развивать. В целом же стратегия на этот год — продвижение белорусских туруслуг в странах-партнерах. Прежде всего речь идет о Российской Федерации. Есть хорошие наработки в области сотрудничества с представителями туристических сфер СНГ и Китая. Развитие ситуации на международном туристическом рынке подтверждает простую истину: если закрываются одни двери, обязательно откроются другие.
t.shchedrenok@mail.ru