О роупджампинге

Все ли здорово, что горячит кровь

О роупджампинге

...Я стою на мосту и крепко держусь за перила с внешней стороны. На счет «три» буду прыгать спиной вперед с высоты 12 метров. Слева — Артем, инструктор и капитан команды по роупджампингу. Да, мы пристегнуты друг к другу с помощью карабинов и страховочное снаряжение вместе с прыжковыми веревками отвечают за безопасную траекторию, но от этого не легче... «Три!» Мы срываемся вниз. Никогда бы не поверила, что смогу это сделать. Как никогда бы не подумала, что вокруг роупджамперов существует столько стереотипов. Их ведь часто считают потенциальными самоубийцами, а сам роупджампинг — чрезвычайно травмоопасным занятием...


Повелители страха


Преодолеть себя мне довелось на 12–метровом мосту на минской улице Тимирязева. Именно отсюда еще в 2001 году прыгнул зачинатель движения у нас Андрей Романько. И именно с этого самого известного среди джамперов объекта совершено уже несколько тысяч прыжков. Сюда приводят еще неопытных и таких, как я, дебютантов. А вообще, в Минске уже 8 команд, в каждой — от 7 до 10 человек. Мой инструктор Артем практикуется четыре с лишним года. И сам привлекает людей через социальные сети. Говорит, интерес довольно большой, особенно летом. Хотя зима и осень — прыжкам тоже не помеха, за исключением морозов, когда ниже 15 градусов, и дождливых дней (тогда прочность веревки теряется до 40 процентов). О джамперах часто пишут как о чудиках, прыгающих адреналина ради с высоких мостов, заброшенных зданий, вышек и скал... Но даже за те три часа, что я провела на мосту, мне встретились самые разные люди, и все со своей историей.


Новички, конечно, сразу заметны. Все как один они пришли, чтобы побороть свой страх. К слову, практически всем это удается. В последний момент отказываются крайне редко: по статистике, один из ста. Преодолевают здесь еще и скованность. По словам Артема, бывало, за две минуты человек рассказывал ему чуть не всю свою жизнь! Некоторые знакомятся на прыжках, а потом играют свадьбу...


— Когда стоишь на краю и остается сделать шаг, думаешь: зачем я сюда залез? Может, развернуться? До последнего собираешься, решающее мгновение — и ты летишь. Когда уже качаешься на веревках, как маятник, так горд собой, не передать! — инструктор по плаванию Мария нашла в роупджампинге бюджетную альтернативу прыжкам с парашютом, осуществив тем самым мечту детства.


— А ты почему не прыгаешь? — интересуюсь у парня, стоящего в сторонке.


— Уже неинтересно, — с каким–то сожалением отвечает он. Оказалось, Саша — роупджампер со стажем, прыгал с высотных зданий и даже исполнял различные элементы акробатики. Теперь ему мало этой высоты. Вот и другой покоритель вершин Денис позавидовал моему страху: у самого к нему со временем выработался иммунитет. Для адреналина они ищут все более высокие объекты. В свое время нашли и прыгнули с 75–метровой вышки — это пока предел...


Кстати, это миф, что роупджампинг — удел молодых и «безбашенных». Однажды на объект пришел 38–летний мужчина, оставив жену с дочкой внизу. На краю крыши страх взял верх и он... расплакался. И все равно спустя полчаса прыгнул вместе с инструктором. Был так счастлив, что совершил еще 8 прыжков в тот же день. Рекордсмен — 58–летний мужчина. Пришел к ребятам при галстуке и со словами: «Разве одна молодежь прыгает? Я тоже могу!» И возвращался с десяток раз... Женский рекорд принадлежит 56–летней даме, которая просто шла мимо и не устояла.


За и против


Если разобраться, так в чем плюсы и минусы такого экстремального увлечения?


Из плюсов


1. Приобщает к здоровому образу жизни. Роупджамперы никогда не прыгают в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и при наличии медицинских противопоказаний. Несовершеннолетним нужно иметь при себе письменное разрешение родителей, либо один из них должен присутствовать при прыжке. Самому юному прыгуну, кстати, было 11, он совершил полет со своим папой–роупджампером...


2. Воспитывает волю, способность бороться со страхами. Это все прыгуны–экстремалы в один голос говорят. Спортивный психолог Ирина Конон подчеркивает, что в развитии цивилизации всегда была тяга к экстриму: «Каждый человек преодолевает себя по–разному: кто–то в бизнесе, стараясь заработать больше денег, кто–то воспитывает много детей. Возможно, люди, которые находят для себя экстремальные виды деятельности, где–то недополучают выброса адреналина. Если подход к экстриму рациональный, для жизни он безопасен, отрицать его, безусловно, нельзя. Для молодежи есть свои плюсы. В век информатизации, социальных сетей это возможность для живого общения, получения нового опыта. Но каждый из них должен задавать себе вопрос, для чего он это делает. Преодолевает себя, растет как личность? Или это фанатизм, который личность, наоборот, разрушает? Тогда это ненормально. Те, кто организовывает роупджампинг, должны очень серьезно оценивать мотивацию людей, которые к ним приходят. Возможно, у них должны быть даже свои психологи».


Из минусов


1. Все–таки адреналин — это наркотик. Чем больше прыгаешь — тем больше хочешь, и со все более высоких объектов.


2. Опасность для жизни, травматизм. Могу сказать как очевидец и участник: перед прыжком всех знакомят с техникой безопасности, с правилами поведения на объекте. Веревки тестируются на прочность, растяжение и разрыв в специальных тест–центрах «Динамо» в Минске. И обновляются они раз в два–три месяца, после 1.000 прыжков. Все альпинистское оборудование, которое используют роупджамперы, выдерживает нагрузку от 2,5 до 5 тонн, а каждая шлейка страховочной беседки также способна удержать не менее 2,5 тонны груза. Кроме того, зачастую используется дублированная система страховки. Примечательно, что ни в отделении травматологии 6–й минской клинической больницы, ни в больнице скорой медицинской помощи не припомнят, чтобы к ним поступали пациенты с характерными после таких прыжков травмами.


3. Проблемы с законом. Действительно, здесь есть нюансы. По словам Дмитрия Гвоздева, доцента кафедры административного права Академии МВД, в нашем законодательстве запрета на роупджампинг нет: «Однако необходимо оценивать, насколько эти действия затрагивают права и интересы других лиц. Если прыжки идут в населенном пункте, с административных, жилых или других объектов, имеющих социальное предназначение, то, несомненно, это выходит за рамки правового поля. В зависимости от конкретной ситуации такие действия можно квалифицировать как мелкое хулиганство в соответствии со статьей 17.1 КоАП. Ведь джамперы могут не только нарушать общественный порядок, но и создавать препятствия работе транспорта, линии электропередачи и т.д. Кроме того, нужно понимать: если кто–то устраивает прыжки для других людей и берет за это плату, он должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Учитывая же, что данное действие можно относить к эксплуатации аттракциона, должна быть еще и лицензия, полученная в соответствующих структурных подразделениях МЧС. Иначе грозит ответственность в соответствии с действующим законодательством».


Прямая речь


Юлия Деконская, врач Республиканского центра спортивной медицины:


— В экстремальных видах деятельности травмы можно получить из–за некачественного оборудования или недостаточной «страховки». Итоги — от легких ушибов до тяжелейших переломов, разрывов сосудов и внутренних органов. Спорт с адреналином опасен для людей с нестабильным давлением. Если в семье были инфаркты, инсульты, гипертонические кризы, не мешает подумать, стоят ли мгновения удовольствия жизни или инвалидности.


Алиса СКОМАРОВСКАЯ.

 

Советская Белоруссия №176 (24313). Четверг, 19 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter