В августе в Кыргызстане состоится заседание Евразийского межправительственного совета. Главы правительств рассмотрят вопрос сближения односторонних нетарифных мер, устанавливаемых при вывозе товаров, а также вывозных таможенных пошлин. Планируется обсудить меры страховой поддержки взаимной и внешней торговли стран ЕАЭС. Будет рассмотрен вопрос создания Евразийской региональной организации по аккредитации в области оценки соответствия. Предполагается, что члены ЕМПС обсудят два документа: дорожную карту по осуществлению Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики стран союза на 2021–2023 годы, а также дорожную карту по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в рамках ЕАЭС. На повестке дня также вопросы продвижения интеграционных проектов в рамках сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь».
В настоящее время ведется разработка международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.
Премьер-министры стран пятерки рассмотрят в том числе вопросы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов. Как продвигается процесс создания общих энергетических рынков и над какими инициативами сейчас работают в интеграционном объединении, выяснял корреспондент «Р».
По единым правилам
Для начала напомним, что Договором о ЕАЭС ставится задача по формированию общих энергетических рынков по трем направлениям: электроэнергия, природный газ, нефть и нефтепродукты. Сейчас активно идет создание названных рынков, сделано уже многое. Например, проведена большая работа по подготовке международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка союза. В мае прошлого года принят закон Республики Беларусь о его ратификации. Сейчас эксперты занимаются правилами, регулирующими отношения между субъектами этого рынка. В газовой сфере в конце 2020-го принято решение о переходе ко второму этапу формирования рынка. В настоящее время эксперты государств-членов разрабатывают проект международного договора в этой сфере. Далее предстоит подготовить детальные правила функционирования рынка и необходимую технологическую инфраструктуру.
— Равные условия хозяйствования в ЕАЭС — краеугольный камень создания данного интеграционного объединения. И одинаковые подходы государств-членов в сфере тарифообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС являются главными и единственными в области естественных монополий вопросами, по которым у сторон пока нет полного понимания. Наша позиция в данном вопросе проста: все должны находиться в равной конкурентной среде, будь то субъект хозяйствования России, Беларуси, Казахстана, Армении или Кыргызстана. Наша страна не настаивает на едином для всех тарифе на транспортировку газа, не пытается обязать государства-члены ввести госрегулирование тарифов на транспортировку газа там, где оно национальным законодательством не предусмотрено.
Игорь Петришенко отметил, что предложение нашей страны заключается в необходимости соблюдения регулирующими органами и монополистами государств-членов главного принципа, обеспечивающего честную конкуренцию в газовой сфере союза: установления тарифа при транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС на уровне, не превышающем аналогичные тарифы для субъектов внутреннего рынка газа. Тем более что аналогичный принцип заложен Договором о ЕАЭС в сферах передачи электрической энергии, транспортировки нефти и железнодорожных перевозок.
— Что касается формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов, то в настоящее время ведется разработка международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов. Сейчас идет активная стадия переговорного процесса. Предполагается также разработка правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов и правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.
Взвешенные инициативы
Отметим, все инициативы, выдвинутые белорусской стороной в рамках формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, по максимуму затрагивают обес-печение недискриминационного доступа государств — членов ЕАЭС на эти рынки, а также к услугам трубопроводного транспорта. Что касается внесенных в последнее время инициатив белорусской стороны, основная их часть связана с устранением препятствий и ограничений на внутреннем рынке союза. В основном ведутся споры по тарифам, пошлинам, техническим регламентам, устранению санитарных, ветеринарных и технических барьеров в торговле.
Предложение нашей страны заключается в необходимости соблюдения регулирующими органами и монополистами государств-членов главного принципа, обеспечивающего честную конкуренцию в газовой сфере союза: установления тарифа при транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС на уровне, не превышающем аналогичные тарифы для субъектов внутреннего рынка газа— Ряд наших инициатив затрагивает снижение ставок ввозной таможенной пошлины на сырье и материалы, что будет способствовать уменьшению себестоимости производимой в Беларуси продукции, повышению ее конкурентоспособности, увеличению доли отечественной продукции на рынке как ЕАЭС, так и третьих стран, — отметил Игорь Петришенко. — Ведется активная работа по снятию барьеров доступа на рынки государственных закупок государств — членов союза. По нашей инициативе для решения этой проблемы были разработаны Правила определения страны происхождения товаров для целей государственных и муниципальных закупок, которые определяют, какие документы нужно представить для участия в госзакупках на территории любой страны — члена союза, какими сертификатами подтвердить, что товар считается произведенным в ЕАЭС.
Продукты высшего качества
В ЕАЭС к 2025 году также будет создан общий рынок органической сельхозпродукции. Члены Совета ЕЭК поддержали соответствующий проект дорожной карты. После ее утверждения Межправсоветом запланированные мероприятия будут реализованы в 2021–2025 годах, рассказала помощник председателя Коллегии ЕЭК Ия Малкина:
— Комиссия совместно с уполномоченными органами разработает проект международного договора, направленный на обеспечение свободного перемещения органической сельхозпродукции в рамках союза. Кроме того, комиссия подготовит предложения касательно формирования единого реестра аккредитованных органов по сертификации и производителей, а также официальной статистической информации о производстве и обращении органической сельскохозяйственной продукции в государствах союза.
В ЕАЭС к 2025 году также будет создан общий рынок органической сельхозпродукции.
Ювелирная работа
Во время недавнего заседания Совета Евразийской экономической комиссии одобрена Концепция создания Евразийского ювелирного экспортного бюро. Оно поможет нарастить экспорт и вернуться к докризисному уровню развития ювелирной отрасли ЕАЭС. Организация необходима странам Евразийского экономического союза для позиционирования ювелирной отрасли на глобальном рынке, рассказал министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян:— Сегодня перед ювелирами союза стоят вызовы, связанные с ограниченной емкостью внутреннего рынка и падением спроса на «предметы роскоши» в условиях пандемии. При этом на экспортных рынках из-за несовершенства регулирования экспортной деятельности и онлайн-торговли они не могут конкурировать с мировыми производителями по срокам доставки. Бюро призвано решать такие вопросы.
Среди задач бюро предусмотрено оказание поддержки ювелирным организациям при взаимодействии как с зарубежными потребителями, так и с потребителями внутри союза, налаживание каналов онлайн-продаж, помощь предприятиям в получении зарубежных сертификатов на продукцию и содействие улучшению инвестиционного и делового климата.
Эксперты уверены: консолидация отраслевой позиции на площадке бюро позволит сформировать предложения по совершенствованию регулирования в ювелирной сфере и совместно с наблюдательным советом из представителей уполномоченных органов стран союза создать действенные механизмы поддержки экспортеров.
ФАКТ
Взаимная торговля в ЕАЭС за пять месяцев выросла по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 33 процента и составила 26,8 миллиарда долларов.
Взаимная торговля в ЕАЭС за пять месяцев выросла по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 33 процента и составила 26,8 миллиарда долларов.
sichevich@sb.by