Общие рынки нефти и газа, создание ювелирного бюро и выпуск органической продукции по единым правилам: мы узнали, над чем сегодня работают в ЕАЭС

Все грани союза

В августе в Кыргызстане состоится заседание Евразийского межправительственного совета. Главы правительств рассмотрят вопрос сближения односторонних нетарифных мер, устанавливаемых при вывозе товаров, а также вывозных таможенных пошлин. Планируется обсудить меры страховой поддержки взаимной и внешней торговли стран ЕАЭС. Будет рассмотрен вопрос создания Евразийской региональной организации по аккредитации в области оценки соответствия. Предполагается, что члены ЕМПС обсудят два документа: дорожную карту по осуществлению Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики стран союза на 2021–2023 годы, а также дорожную карту по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в рамках ЕАЭС. На повестке дня также вопросы продвижения интеграционных проектов в рамках сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь».

В настоящее время ведется разработка международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.

Премьер-министры стран пятерки рассмотрят в том числе вопросы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов. Как продвигается процесс создания общих энергетических рынков и над какими инициативами сейчас работают в интеграционном объединении, выяснял корреспондент «Р».

По единым правилам

Для начала напомним, что Договором о ЕАЭС ставится задача по формированию общих энергетических рынков по трем направлениям: электроэнергия, природный газ, нефть и нефтепродукты. Сейчас активно идет создание названных рынков, сделано уже многое. Например, проведена большая работа по подготовке международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка союза. В мае прошлого года принят закон Республики Беларусь о его ратификации. Сейчас эксперты занимаются правилами, регулирующими отношения между субъектами этого рынка. В газовой сфере в конце 2020-го принято решение о переходе ко второму этапу формирования рынка. В настоящее время эксперты государств-членов разрабатывают проект международного договора в этой сфере. Далее предстоит подготовить детальные правила функционирования рынка и необходимую технологическую инфраструктуру.


Конечно, существуют рабочие моменты, когда по отдельным вопросам эксперты расходятся во мнениях. Но это естественно, поскольку в рамках других интеграционных объединений еще ничего подобного не создавалось и национальные законодательства у всех стран имеют свои особенности. Если говорить об основных проблемных темах, то вопрос тарифообразования на услуги по транспортировке газа — один из самых дискуссионных в последнее время, рассказал заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко.

— Равные условия хозяйствования в ЕАЭС — краеугольный камень создания данного интеграционного объединения. И одинаковые подходы государств-членов в сфере тарифообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС являются главными и единственными в области естественных монополий вопросами, по которым у сторон пока нет полного понимания. Наша позиция в данном вопросе проста: все должны находиться в равной конкурентной среде, будь то субъект хозяйствования России, Беларуси, Казахстана, Армении или Кыргызстана. Наша страна не настаивает на едином для всех тарифе на транспортировку газа, не пытается обязать государства-члены ввести госрегулирование тарифов на транспортировку газа там, где оно национальным законодательством не предусмотрено.

Игорь Петришенко отметил, что предложение нашей страны заключается в необходимости соблюдения регулирующими органами и монополистами государств-членов главного принципа, обеспечивающего честную конкуренцию в газовой сфере союза: установления тарифа при транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС на уровне, не превышающем аналогичные тарифы для субъектов внутреннего рынка газа. Тем более что аналогичный принцип заложен Договором о ЕАЭС в сферах передачи электрической энергии, транспортировки нефти и железнодорожных перевозок.

— Что касается формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов, то в настоящее время ведется разработка международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов. Сейчас идет активная стадия переговорного процесса. Предполагается также разработка правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов и правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.

Взвешенные инициативы

Отметим, все инициативы, выдвинутые белорусской стороной в рамках формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, по максимуму затрагивают обес-печение недискриминационного доступа государств — членов ЕАЭС на эти рынки, а также к услугам трубопроводного транспорта. Что касается внесенных в последнее время инициатив белорусской стороны, основная их часть связана с устранением препятствий и ограничений на внутреннем рынке союза. В основном ведутся споры по тарифам, пошлинам, техническим регламентам, устранению санитарных, ветеринарных и технических барьеров в торговле.
Предложение нашей страны заключается в необходимости соблюдения регулирующими органами и монополистами государств-членов главного принципа, обеспечивающего честную конкуренцию в газовой сфере союза: установления тарифа при транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС на уровне, не превышающем аналогичные тарифы для субъектов внутреннего рынка газа
— Ряд наших инициатив затрагивает снижение ставок ввозной таможенной пошлины на сырье и материалы, что будет способствовать уменьшению себестоимости производимой в Беларуси продукции, повышению ее конкурентоспособности, увеличению доли отечественной продукции на рынке как ЕАЭС, так и третьих стран, — отметил Игорь Петришенко. — Ведется активная работа по снятию барьеров доступа на рынки государственных закупок государств — членов союза. По нашей инициативе для решения этой проблемы были разработаны Правила определения страны происхождения товаров для целей государственных и муниципальных закупок, которые определяют, какие документы нужно представить для участия в госзакупках на территории любой страны — члена союза, какими сертификатами подтвердить, что товар считается произведенным в ЕАЭС.

Продукты высшего качества

В ЕАЭС к 2025 году также будет создан общий рынок органической сельхозпродукции. Члены Совета ЕЭК поддержали соответствующий проект дорожной карты. После ее утверждения Межправсоветом запланированные мероприятия будут реализованы в 2021–2025 годах, рассказала помощник председателя Коллегии ЕЭК Ия Малкина:

— Комиссия совместно с уполномоченными органами разработает проект международного договора, направленный на обеспечение свободного перемещения органической сельхозпродукции в рамках союза. Кроме того, комиссия подготовит предложения касательно формирования единого реестра аккредитованных органов по сертификации и производителей, а также официальной статистической информации о производстве и обращении органической сельскохозяйственной продукции в государствах союза.

В ЕАЭС к 2025 году также будет создан общий рынок органической сельхозпродукции.

Ювелирная работа

Во время недавнего заседания Совета Евразийской экономической комиссии одобрена Концепция создания Евразийского ювелирного экспортного бюро. Оно поможет нарастить экспорт и вернуться к докризисному уровню развития ювелирной отрасли ЕАЭС. Организация необходима странам Евразийского экономического союза для позиционирования ювелирной отрасли на глобальном рынке, рассказал министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян:

— Сегодня перед ювелирами союза стоят вызовы, связанные с ограниченной емкостью внутреннего рынка и падением спроса на «предметы роскоши» в условиях пандемии. При этом на экспортных рынках из-за несовершенства регулирования экспортной деятельности и онлайн-торговли они не могут конкурировать с мировыми производителями по срокам доставки. Бюро призвано решать такие вопросы.

Среди задач бюро предусмотрено оказание поддержки ювелирным организациям при взаимодействии как с зарубежными потребителями, так и с потребителями внутри союза, налаживание каналов онлайн-продаж, помощь предприятиям в получении зарубежных сертификатов на продукцию и содействие улучшению инвестиционного и делового климата.

Эксперты уверены: консолидация отраслевой позиции на площадке бюро позволит сформировать предложения по совершенствованию регулирования в ювелирной сфере и совместно с наблюдательным советом из представителей уполномоченных органов стран союза создать действенные механизмы поддержки экспортеров.

ФАКТ

Взаимная торговля в ЕАЭС за пять месяцев выросла по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 33 процента и составила 26,8 миллиарда долларов.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter