Повышение пенсионного возраста: почему стоит идти на такую реформу?

Все должно быть продумано до мелочей

В конце минувшей недели Президент, общаясь с трудовым коллективом фабрики «Коммунарка», рассказал, какой из трех предложенных Правительством сценариев повышения пенсионного возраста ему кажется наиболее интересным. Речь идет о поэтапном повышении планки на 3 года с шириной шага полгода за год. «Так мы спокойно, за 6 — 7 лет сможем пройти эти три года», — пояснил Александр Лукашенко. Мы продолжаем обсуждать с экспертами особенности проведения у нас пенсионной реформы. Пока картина вырисовалась примерно следующая: повышать пенсионный возраст нам придется, вопрос только в том, как сделать этот переход максимально безболезненным для граждан. Большинство согласны с Александром Лукашенко: резко проводить изменения в законодательстве, очертя голову, не стоит, в данном вопросе важны взвешенность и осторожность. А самое главное — поэтапность действий. 



Первый в мировой истории пенсионный кризис случился на закате существования Римской империи. Некоторые историки на полном серьезе считают, что он даже стал одной из причин ее краха. Юлий Цезарь для поддержания воинского духа легионеров придумал такой стимул: пенсии как некие постоянные денежные суммы, выплачиваемые на содержание, могут выступать формой награды. Но когда число «пенсионеров» вдруг превысило определенный предел, а соответствующую финансовую подпитку уже было трудно обеспечить, экономика Рима стремительно покатилась по наклонной... Такие уроки прошлого стоит учитывать и в будущем. Разумеется, нынешняя пенсионная система выстроена совершенно по иным признакам и параметрам, нежели древнеримская, но проблемы во многих государствах мира она начала испытывать схожие — при снижении числа работающих прокормить растущее число ушедших на заслуженный отдых становится задачей нелегкой.

— Пенсионная проблема — она не только наша, а общемировая, — напоминает член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Валерий Бороденя. — Практически все страны Западной и Восточной Европы и США периодически обращаются к этому вопросу, как сделать свою пенсионную систему более эффективной. И повсеместно наблюдаются одни и те же факторы — никуда не годящаяся демография и постоянное увеличение продолжительности жизни.

Получается, белорусы сейчас живут дольше, а детей при этом у них рождается меньше. Картинка в одном из статистических сборников Белстата наглядно показывает, насколько серьезна наша проблема. «Классическая» пирамида распределения населения по десятилетним возрастам больше напоминает не геометрическую фигуру, а дерево. Крона — это те граждане, кто скоро будет уходить на пенсию, а тоненький ствол должен будет их обеспечивать.

— Статистика показывает: в Беларуси значительное количество людей продолжают работать, уже достигнув пенсионного возраста. И работают они долго. Конечно, многие говорят, что поступают так, потому что пенсия настолько мала, что на нее сложно прожить, но на самом деле это далеко не всегда так. Опросы показывали, что чаще всего люди остаются на работе потому, что не хотят резко менять образ своей жизни, — говорит Бороденя. Одно из предложений пенсионной реформы касается не только поднятия возрастной планки для всех, но и уравнивание ее для обоих полов. Женщины, по статистике, живут дольше мужчин, так задумано самой природой, но в нашей стране разрыв в продолжительности их жизни особенно заметен. Если показатель предполагаемой продолжительности жизни, высчитываемый медиками, верен, получается, что белоруски пребывают на пенсии около четверти века. С такими доводами, вспоминая азы пенсионной системы, которую придумал «железный» канцлер Германии Отто фон Бисмарк, конечно, можно поспорить. Не зря же, наверное, тот решил отправлять женщин на заслуженный отдых раньше мужчин. Но, оказывается, в таком решении на тот момент был другой резон. В те годы у среднестатистических супругов разница в возрасте обычно составляла 5 лет. Систему создали в таком виде только для того, чтобы муж и жена могли выйти на пенсию одновременно. Сегодня же это различие почти нивелировалось, значит, и пенсионный возраст можно выравнивать.

Валерий Байнев— Общемировая тенденция такова, что возраст выхода на пенсию увеличивается, и Беларусь обречена быть, что называется, в тренде, — признает доктор экономических наук, профессор БГУ Валерий Байнев. — Но, по идее, вопрос надо ставить не так, сколько у нас на работающих будет приходиться пенсионеров. Надо уделять внимание и производительности труда, тогда планку пенсионного возраста можно будет... снизить. На дворе ведь XXI технотронный век. До 40 — 45 лет человек должен трудиться, собирая роботов. А после выхода на пенсию вместо него должны трудиться эти самые роботы. А так — если работник будет вооружен лопатой, то и сотня таких, как он, не смогут прокормить одного пенсионера.

Почетный председатель правления БСПН имени профессора Кунявского Георгий Бадей напомнил: еще три года назад предпринимательские союзы внимательно изучили ситуацию и разработали свою модель пенсионной реформы, которую представили в Правительство и в Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. До поры до времени этот документ лежал под сукном, но похоже, что его извлекли на свет и внимательно изучают.

Георгий Бадей— Само по себе повышение пенсионного возраста ситуацию ведь не спасет, предоставит нам отсрочку на 3 — 5 лет — не более, — считает Бадей. — Следует решить более важные вопросы, например, как избежать пенсионной уравниловки. При существующей системе и директор, и уборщица у нас в итоге получают примерно одинаковые пенсии независимо от того, что до этого отчисления в Фонд социальной защиты они делали разные. Получается, нынешняя система не стимулирует человека к труду.

Еще одна сторона вопроса — необходимость создания в стране хотя бы условно накопительной пенсионной системы. В этой части проблем хоть отбавляй, потому такой шаг потребует сверхнадежных финансовых инструментов. Но в Европе, если призадуматься, нет ни одной страны, где на протяжении последних 50 лет не случалось бы финансовых кризисов и обвалов национальных валют. Пожалуй, только США и Германия могут похвастаться определенной незыблемостью своих позиций. Кстати, американцы в настоящее время очень обеспокоены вот каким вопросом: их пенсионный фонд, составляющий 120% ВВП, тоже начинает подвергаться рискам «проедания». Аналитики подсчитали: если не начать влиять на ситуацию уже сейчас, то к 2050 году на всех пенсионеров большой копилки уже не хватит. Что уж говорить о тех государствах, в которых фонды гораздо скромнее... 


benko@sb.by

Советская Белоруссия № 53 (24935). Среда, 23 марта 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter