В это воскресенье строители отметят свой профессиональный праздник. Каковы тенденции в проектировании городов, что важно учитывать при реконструкции исторического наследия и каким может быть город будущего? Об этом беседа с главным архитектором проекта архитектурно-конструкторской мастерской № 1 ОАО « Институт Белгоспроект» Сергеем Ивановым.
Обновляя, сохраняй
— Сергей Сергеевич, вы в профессии 48 лет. Помните свой первый объект?— Такое не забывается. В самом начале мне довелось работать над проектированием второй очереди Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Новый музей, диорама, картинная галерея, парк — мне повезло приложить к этому руку. Конечно, над таким серьезным проектом работала целая команда, что очень ценно. Мозговые штурмы, споры, порой противоположные мнения — коллективный труд тем и интересен, что позволяет смотреть на объект под разными углами. В одиночку так не получится.
— В вашем портфолио более полусотни знаковых проектов. В основном это здания медицинского профиля. В чем их специфика?
— Когда пришел в институт, у каждой мастерской был свой профиль — жилые дома, школы, больницы, спортивные объекты. Я занимался и жильем, и зданиями культурного назначения, а потом втянулся в «медицинские» проекты. Они действительно особенные.
Объекты здравоохранения — здания социальной значимости, в которых пересекаются все стороны жизни. С учетом возрастающей технической оснащенности медицины, с использованием очень дорогостоящего оборудования ответственность проектировщиков становится все выше. Приходится больше думать не о внешних решениях, а о правильности функционального распределения нагрузки.
— Но среди прочего вы занимались и реконструкцией корпуса Минской духовной семинарии в Жировичах…
— Да, было дело. Тут другой подход. Главное в работе с историко-архитектурными ценностями — не навредить. Нужно бережно улучшить, сохраняя всю красоту и значимость, чтобы потомки могли соприкоснуться с духовными ценностями нашего народа. Такие проекты ведутся в тесной связке с научным руководителем. Именно он определяет концепцию и рамки допустимых преобразований, так сказать, научный фронт работы. Задача архитектора — проектировать, не выходя за строгие рамки дозволенного.
Будущее уже наступило
— Какими вам виделись города ХХI века, когда вы только входили в профессию?— Казалось, что город должен быть большим социальным, техническим, культурным центром. В общем, эту идею мы преследуем и сейчас. Комфорт, функциональность, красота — к этому стремились проектировщики тогда, стремятся и сейчас. Когда думаешь, что мы вот-вот добьемся намеченного, меняются запросы общества, возникают новые желания, а значит, и новые задачи. Бесконечная гонка за идеалом.
— А что насчет создания так называемых зданий будущего? Энергосберегающие дома, отопление от электричества, солнечные панели на крышах... Как относитесь к подобным ноу-хау?
— Уверен, что прогресс не остановить и новшества будут активно внедряться. Новые технологии, техника, материалы — это всегда не просто интересно, но и функционально в такой сфере, как строительство.
— Насколько за последние десятилетия удалось удешевить строительство?
— Этот процесс был и остается дорогим, потому и называется капитальным. Но принципиальные изменения произошли. 30–40 лет назад все материалы для проектирования тех или иных объектов предварительно согласовывались с подрядными организациями. Если работал над проектом дома, изначально находился в жестких рамках — каркасно-панельный, кирпичный и т.д. Все было жестко зарегламентировано. Сейчас все иначе: проектировщик сам решает, какие будут материалы. Он волен выбирать более подходящие и прогрессивные, за счет этого нередко удается снизить стоимость объекта.
Строительство — живой организм
— Приезжаете ли спустя время на объекты, которые проектировали? Или сдаете и отпускаете в свободное плавание без оглядки?— В практике были случаи, когда приходилось возвращаться куда-то спустя продолжительное время. Не любопытства ради, а с рабочими задачами. Возьмем, к примеру, Городскую детскую инфекционную клиническую больницу в Минске. Когда-то мы с коллегами ее проектировали, а спустя десятилетия вернулись реконструировать — обновили, изменили, добавили новый корпус. Годы идут и неминуемо требуют обновления.
— Где черпаете вдохновение?
— Это сама жизнь. Поездки, общение, чтение. В наше время информации кругом так много, такое широкое поле для изучения мирового архитектурного опыта. Кроме того, новые идеи всегда зарождаются в ежедневной практике. Работа в проектировании — процесс живой, который развивается без остановки. Не могу сказать, что какие-то задумки мне приходилось вынашивать годами и ждать удобного момента, когда их получится воплотить. Всегда есть возможность реализовать какие-то новые решения на практике.
Условия диктует жизнь
— Каждому времени — свой стиль в архитектуре. Какими, на ваш взгляд, войдут в историю первые десятилетия независимой Беларуси?— Еще на закате СССР в нашей сфере появилось больше свободы, но вместе с тем стали отвергаться каноны и догмы, которым следовали довольно долго. Сложные 1990-е привели к тому, что эстетическая часть и функциональное назначение зданий будто начали расходиться в разные стороны. Вплоть до того, что порой смотришь на сооружение и не понимаешь: а что это за объект перед тобой, для чего он?
Архитектура независимой Беларуси пока ищет свой стиль. Это очень социальная сфера, она впитывает все то, что происходит вокруг. Не проектировщики задают тон, а сама жизнь. Экономические возможности, политические тенденции, культурные предпочтения — все это, несомненно, оставляет отпечаток в архитектуре.
— А есть у вас любимое место в Минске?
— Наш город люблю, но один уголок выделить не могу. Бывает, идешь по улице и понимаешь — как хорошо, как красиво вокруг! Это ощущение в моменте. Предпочитаю не зацикливаться на чем-то одном.
— Наш город люблю, но один уголок выделить не могу. Бывает, идешь по улице и понимаешь — как хорошо, как красиво вокруг! Это ощущение в моменте. Предпочитаю не зацикливаться на чем-то одном.
Сергей Иванов трудится главным архитектором проекта архитектурно-конструкторской мастерской № 1 ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Институт Белгоспроект» более 20 лет. Общий стаж работы в строительстве — 48 лет. В 2008 году был награжден медалью «За трудовые заслуги»