Конечно, МТЗ выпускал продукцию и до этого. «Первенцем» был болотный плуг 2ПФ-55, дальше первый гусеничный КД-35, после трелевочный КТ-12. Но эта техника выпускалась по конструкторской документации российских заводов. Другое дело МТЗ-2: трактор был белорусским от начала и до конца.
Свой собственный трактор заводские конструкторы начали создавать в 1948 году. Работали над двумя модификациями: МТЗ-1 (со сближенными передними колесами) и МТЗ-2 (с совпадающим следом передних и задних колес).
Через полтора года экспериментальный образец МТЗ-1 стал достоянием… истории — в серию модификация так и не пошла.
— Вероятнее всего, дело в сближенных передних колесах, которые оказались менее востребованными, чем модель с совпадающим следом передних и задних колес. Но мы ни в коей мере не умаляем значение МТЗ-1, ведь именно эта модель стала основой для серийного МТЗ-2, — поясняет главный конструктор ОАО «МТЗ» Николай Зезетко.
В архивах Минского тракторного завода сохранился не только день, но и точное время, с которого ведет отсчет белорусское тракторостроение. Первый серийный трактор «Беларусь» МТЗ-2 сошел с главного конвейера тракторосборочного цеха № 2 (ныне механический цех № 4) в 17:16.
Мощность его двигателя составляла 37 л. с., конструктивная масса — 3250 кг. На машину была установлена механическая пятискоростная коробка передач: пять передач переднего и одна — заднего хода. Трактор развивал максимальную скорость 13 км/ч.
— Рабочее место механизатора оформлено просто: кабина отсутствовала, над баком для топлива размещался ящик для инструментов, который служил каркасом для сиденья. Рулевое колесо справа, на приборной панели — термометры масла и воды, масляные манометры, — описывает «первенца» отечественного тракторостроения главный конструктор.
Первые составы с тракторами ушли с железнодорожной платформы завода в конце октября 1953 года. Они отправились в белорусские, российские, украинские, грузинские, латвийские и эстонские колхозы и совхозы. МТЗ-2 выпускался до 1957 года — всего было собрано 43 979 единиц.
— Надо отдать должное советским тракторостроителям, которые, не имея производственных мощностей, не только разработали типовые конструкции своих машин, но и наладили их массовое производство, подняли завод на небывалый для того времени уровень. Сейчас мы работаем над 500-сильным трактором, но не перестаем удивляться конструкторскому гению поколения победителей, — с гордостью говорит Николай Зезетко.
Прошло 70 лет, а первый наш трактор до сих пор на ходу. Правда, если снять его с пьедестала, на который он водружен в сквере «70 лет МТЗ».
— Первый МТЗ-2 был отправлен в колхоз «Большевик» Копыльского района. Механизатор Савелий Науменко проработал на этой машине 17 лет. К 25-летию со дня основания Минского тракторного завода было решено раритет разыскать и вернуть его на предприятие. Взамен бывшему хозяину вручили новый МТЗ-50. Свой трудовой век юбиляр завершил 16 апреля 1971 года. На заводе трактор отреставрировали и водрузили на постамент — сначала перед центральной проходной, а потом перенесли в сквер, — рассказал ведущий специалист по туризму Сергей Сидорович и добавил, что первый МТЗ-2 при необходимости может выехать в поле. — Но мы его бережем, с постамента снимаем раз в год — перед днем рождения завода, чтобы навести лоск.
При этом 14 октября трактор «Беларусь» МТЗ-2 все же покажет себя в действии.
— Пусть и не самому первому экземпляру, но именно нашей «двойке» мы доверили право открыть «ТракторШОУ». Главный элемент праздника — экстремальные гонки на тракторах, — анонсирует пресс-секретарь ОАО «МТЗ» Юлия Огнева.
В программе мероприятия также выставка современной и ретротехники, силовое шоу, катание на флагманских моделях BELARUS, детский тракторный паровозик и концерт, хедлайнером которого станет рэпер Серега.
— Этим мероприятием мы хотим сказать спасибо людям, которые работают на белорусских тракторах, обеспечивая продовольственную безопасность нашей страны. И, конечно, отпраздновать такую замечательную дату — 70-летие отечественного тракторостроения, — которая важна не только для Минского тракторного завода, но и для нашей промышленности в целом. Ведь белорусские тракторы — настоящий повод для гордости! — подытожил генеральный директор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк.
Юлия ДЫЛЕНОК.