О том, что за рубежом не текут молочные реки с кисельными берегами, любой здравомыслящий человек догадается и сам. Все больше наших соотечественников возвращаются в Беларусь после многолетнего отсутствия — не просто погостить, а осесть на родине и строить свое будущее именно на белорусской земле. Среди таких — известный драматург Диана Балыко, хорошо знакомая любителям театра. Постановки по ее пьесам идут в 50 театрах Беларуси, России, Украины и Польши. Где бы она ни жила, связи с родной землей не порывала никогда, а пару лет назад приняла окончательное решение: будущее возможно только здесь.
Главная ценность в жизни — не география, а семья и друзья.
— Я с 21 года жила в разных странах, — Диана бывалая путешественница, вдоволь поколесившая по свету. Еще в студенческие годы (училась в БГУ) поехала по программе Work&Travel USA в Соединенные Штаты, так и начался ее долгий путь из дома домой. Есть что вспомнить, есть чем поделиться:
— Множество моих друзей, которые ехали в США, не планировали возвращаться в Беларусь: они были готовы бросить учебу, свои культурные, социальные связи, не видеть родителей... Три дня моей работы официанткой закончились ситуацией, которая называлась «фуд крэш» — я опрокинула пиццу на каких‑то клиентов. Потом я на Кейп‑Коде заворачивала сэндвичи, торговала пончиками, затем трудоустроилась в газету «Новое русское слово», что было совершенно невероятно. На радиостанции People waves мне предложили вести рубрику «Америка глазами юной иностранки». Я рассказывала смешные и страшные истории своих поисков работы и попыток найти себя в Штатах: моя жизнь была полна каких‑то безумных приключений, неизбежных для неопытной девочки, которая мало где бывала и мало что знала о жизни. Я попадала во все ловушки, но рассказывала об этом с юмором, получала 200 долларов за выход в эфир, и это были для меня безумные деньги. Но никаких мыслей о том, что можно остаться нелегально, скрываться, бросить незаконченное образование, родителей, брата, друзей...
По возвращении из США Диана Балыко оказалась в Москве: поступила в Литературный институт имени А.М.Горького, училась на драматурга. В это же время стали выходить ее книги по практической психологии и НЛП, которые публиковало издательство «ЭКСМО».
— Конечно, мелькнула идея остаться в Москве жить, но зачем? — пожимает плечами Диана. — У меня были знакомые, которым была нужна Москва ради Москвы, так что они соглашались на коммуналки и съемные комнаты. Но десятилетиями выгрызать зубами свою «историю успеха» с негарантированным результатом — не для меня.
Свое окружение Диана собирала по крупицам: с режиссером Валерием Анисенко.
Это всегда вопрос ценностей, убеждена Диана. Кто‑то едет за климатом, им нужны непременно море или Прованс и лаванда, есть «архитектурные» эмигранты, не мыслящие себя без узких улочек и старинных домиков, а для нее главное — люди:
— Я свое окружение собирала по крупицам годами, и таких людей у меня не было ни в Москве, ни в Нью‑Йорке и потом даже близко не было в Риге, когда моему мужу предложили там работу и мы снова отправились за границу на 5 лет. В Минске мы с дочкой заходим в метро, и она видит афиши и говорит: «Мама, а вот это наш друг дядя Володя! А мы пойдем к нему на премьеру?» Мой одноклассник входит в топ‑40 самых влиятельных бизнесменов Беларуси, моя одноклассница — кандидат наук, акушер‑гинеколог, вела меня во время сложнейшей беременности и принимала роды. Кстати, именно в Риге я в полной мере оценила белорусское здравоохранение — например, здесь я могу бесплатно вызвать скорую помощь.
Живя в Латвии, Диана возвращалась в Минск каждые два месяца: к родителям, друзьям, в театры, которые ставили ее пьесы. Радовалась разнообразию свежей рыбы и морепродуктов в Риге, но везла из дома пакеты отечественных лекарств для себя и друзей. По утрам читала новости в белорусских СМИ и упорно отказывалась учить латышский, чтобы натурализоваться. Два года назад вернулась в Минск — и с удовольствием окунулась в водоворот дел. О своих путешествиях и полученном опыте не жалеет, но будущее связывает только с Беларусью:
— Здесь я открываю утром глаза и думаю: «Какое счастье — я дома».
Кстати, сегодня Диану Балыко знают не только как драматурга: многие белорусские артисты исполняют песни, написанные на ее стихи.
— Я пишу для Натальи Тамело, для Дарии, а под Новый год Александр Солодуха спел новую песню «И невозможное станет возможным», написанную мною и Евгением Чалышевым. Так что от невостребованности не страдаю! И главное — со мной мои близкие.
ovsepyan@sb.by
Фото из личного архива.
Драматург Диана Балыко: «В Беларуси просыпаюсь, открываю глаза: какое счастье, я дома»
Возвращение домой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.