Мамина работа
В токарном цехе в воздухе — густой запах ольхи. На участке росписи пахнет красками. В фойе производственного здания на стеллажах — матрешки от мала до велика. На стенах — множество фотографий, на которых запечатлена история брестской фабрики сувениров. 34-летнему директору и учредителю ООО «ВиВиТрек» Владимиру Вострикову сувенирка не чужая. Здесь его мама Алла Ивановна четверть века расписывала матрешек.В тяжелые 1990-е годы люди стали увольняться с сувенирки. Эти времена были непростыми и для семьи Востриковых. Алла Ивановна, как и многие коллеги, расписывала заготовки дома и возила продавать за копейки в Польшу. Сын тоже был причастен — собирал матрешек. А потом ждал маму из Бяла-Подляски с вкусностями, которые в Бресте были недоступны…
— После окончания БрГТУ по специальности «инженер по информационным технологиям» создал свой бизнес, но все время думал об этих матрешках, верил, что можно что-то сделать, — признается Владимир. — Однажды собрал по всему миру контакты магазинов онлайн, офлайн и отправил коммерческое предложение. Так в 2014-м начал дело с матрешками. Выкупил часть оборудования и станков сувенирки, а в прошлом году у предприятия по деревообработке приобрел производственное здание. С 2021-го «ВиВиТрек» — резидент СЭЗ «Брест». Сегодня у нас трудятся 57 человек.
Владимир Востриков намерен возродить былую славу Брестской сувенирной фабрики.
От матрешки до соломки
В ближайших планах у молодого предпринимателя — регистрация бренда «Брестская фабрика сувениров», ведь за десятки лет работы предприятия выработались особый брестский стиль росписи и технология производства. А дальше — возрождение таких художественных промыслов, как резьба по дереву, инкрустация соломкой и других.С кадрами проблем нет. Мастера росписи — коллеги Аллы Востриковой, отдавшие сувенирке не один год. Наладчики и токари — оттуда же. Молодые специалисты — выпускники Кобринского государственного политехнического колледжа.
Опытный мастер Татьяна Логвинова призналась, что возвращение к росписи матрешки стало для нее большой радостью и она в свою работу вкладывает душу:
— Мы все стараемся, чтобы наши куклы вызывали только хорошие эмоции.
Владимир удивляет, что современную брестскую матрешку знают практически во всех странах мира:
— Выставляем на различных маркетплейсах, отправляем с нашего склада, используем логистические центры в разных странах мира. 90 процентов продаж — это США, Великобритания, Германия, Польша, Канада. Покупают как частники, так и оптовики. Если у нас матрешку рассматривают как сувенир, то там она прежде всего игрушка или элемент декора.
Мастер росписи Татьяна Адамчук превращает заготовки в Святого Патрика.
Время возродить былую славу
Санкции, введенные в отношении Беларуси, на работу предприятия не повлияли.— У нас все свое для производства: древесина, краски, только кисточки закупаем в России, — поясняет Владимир.
Безусловно, непростая ситуация в мире отпечаток на предприятие наложила. Однако молодая и креативная команда нашла выход в расширении ассортимента. Сегодня на фабрике выпускают около 300 видов матрешек. Снеговик, Дед Мороз, Святой Патрик, герои мультфильмов — чего только не увидели мы. Внимание привлекли игрушки в региональных белорусских костюмах. Одна из них — расписная кукла в намитке (так называют оригинальный головной убор малоритского строя).
— Художественные комплекты народной одежды Полесья очень выразительные, насыщены цветами. Вот, решили попробовать. Эти куклы предлагаем районам на сувениры, но спросом они пользуются и у зарубежных покупателей, — добавляет Владимир.
Брестскую матрешку сегодня можно купить не только на онлайн-площадках, но и в магазине, который предприятие арендует в здании бывшей сувенирки.
Наладчик оборудования Андрей Сумаревич понимает, что в деталях нужна точность.
Владимир уточняет:
— Это не совсем магазин. Это маленький уголок для возрождения жизни фабрики, и если все наши замыслы воплотятся, к брестской сувенирке вернется слава.
Продавца, а это та самая Алла Вострикова, мы застали за росписью игрушек. Алла Ивановна рассказала, что раньше матрешку лакировали руками — опускали ладони в лак и хлопали куклу по бокам, сейчас лакировка проводится кисточкой. Она обратила наше внимание на стеллажи со старыми изделиями и фотографиями:
— Много чего здесь раньше выпускали. Мы собрали мизер. Когда здания и все имущество «Славянки» перешли на баланс Слонимской фабрики художественных изделий, остались 6 тысяч образцов. Они, к счастью, не пропали: их приобрел Нацпарк «Беловежская пуща».
В магазине Алла Вострикова проводит мастер-классы по росписи для всех желающих. Сюда приезжают туристы. Услуга пользуется спросом, и свидетельством тому — записи в книге отзывов.
Сегодня на частном предприятии производят более 300 видов матрешек.
Интересуюсь, как сама мастерица восприняла замысел сына заняться возрождением брестской матрешки. Не скрывает — отговаривала:
— Отговаривали, но не отступил. В результате всю семью вовлек в этот бизнес. Ниша эксклюзивная, быстрого дохода не приносит. Глава государства недавно отметил, что художественные промыслы — явление уникальное. Так и есть. Все, что умеем мы, опытные мастера, надо передать детям. Хорошо, что государство дает возможность заниматься таким делом не только под эгидой «Белхудожпромыслов», но и частникам.
ЦИТАТА
Представляя Юрия Назарова в должности Управляющего делами Президента, Александр Лукашенко обозначил одну из задач — возрождение и сохранение художественных промыслов. «Данные производства с точки зрения истории, самобытности, человеческого мастерства являются уникальными. Однако в современных условиях сохранить производство изделий народных художественных промыслов в первозданном виде недостаточно. Необходимо его модернизировать, проводить постоянную работу по освоению новой востребованной продукции. Опыт и традиции должны быть переданы нашим детям».
22 августа 2022 года
kozlovich@sb.by