В продолжение разговора «Чему учить детей» хочется дать нашим молодым возможность сделать правильный выбор

Война за мозги

С 1 сентября 2024 года в наших школах появится новый предмет — «История Беларуси в контексте всемирной истории». На Западе историю давно смиксовали в один стакан с философией, экономикой, политологией, географией — и используют в целях очень для Запада важных: для продвижения по всему миру своих смыслов.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

А нам-то надо не упустить свои. Хотелось бы, чтобы и новый предмет в этом помогал.

Западным интеллектуалам постоянно подсовывают все новых фаворитов. Модные философы, футурологи и прочие мыслители там приходят и уходят, как прилив чередуется с отливом. Хайдеггера сменяет Деррида, Харари затмевает Фукуяму — на этом волнующем интеллектфоне даже вон Блинкен с Боррелем стали считаться (и себя считать) большими политологами.

В конце 2021 года эти Бим&Бом, напомню, выступили как новые идеологи человечества: зафиксировали за своей цивилизацией звание «властелинов мира» и обозначили мир вокруг «дикими джунглями», одновременно, по сути, решив «для своих» вопрос дальнейших действий.

Ведь «цивилизационный садик» находится с «джунглями» в динамическом равновесии, и статическое сдерживание против джунглей не работает. Их нужно (и можно) вырубать, жечь напалмом, стирать в пыль ковровыми бомбардировками. Садовникам можно, разумеется. Используя химическое (дефолианты), бактериологическое (ковид), информационное (интернет), космическое (старлинки), компьютерное (искусственный интеллект) оружие…

«И неважно, если эти действия будут противоречить интересам и ценностям американского народа», — даже не сдержался в сердцах Бим‑Блинкен. «Если Грузия не снимет штаны, заходя в общий дом ЕС, двери закроются» — примерно так поддержал его напоследок Бом‑Боррель.

***

Не все даже и на Западе готовы верить таким Бим‑Бомам на слово. Поэтому постоянно идут поиски новых имен, тексты которых содержали бы нужные обоснования. Не верные, а именно подходящие.

Статья под поддерживающим нарративы Бим‑Бомов названием «Запад превосходит другие культуры. Теперь он подвергает себя опасности» размещается, к примеру, в Neue Zürcher Zeitung. Там утверждается:

«Амбивалентность — часть истории Запада. Тот факт, что эти явления [ошибки, злоупотребления и преступления западной демократии] свободно и открыто обсуждаются, говорит, что Запад не такой, как все. Его именем совершались ужасные преступления, но, как никакая другая цивилизация, он выступает за самокритику и самокоррекцию».

Иными словами, покажи пробирку — обмани мировое сообщество — разбомби Ирак — убей сотни тысяч людей — обсуди проблему в кругу купленных интеллектуалов — укоризненно покачай головой. И пусть они себе судачат об этом, ты готовь новую «пробирку» — для Сербии, для Ливии, для Сирии. Для Беларуси, России и Украины.

Вот уж действительно — как никакая другая цивилизация.

***

Новый фаворит заходних интэлектуялов (как сказали бы наши филёзафы) — шотландский экономический историк Нил Фергюсон. Он, знаете ли, «не согласен, что господство Запада определили войны, эксплуатация, расизм и колонизация». Подъем западной цивилизации Нил также «не согласен связывать с термином «империализм».

«Историк‑то прав!» — несется по всем зарубежным СМИ. Человечество до сих пор помнит, что был такой марксизм‑ленинизм — там и империализм был, и эксплуатация. А оно — лишнее, это знание неутомимо вытравливают, не надо, чтобы люди вообще вспоминали, как, чем и за счет кого поднимался Запад.

«Привлеченные работой, свободой и щедрым государством всеобщего благосостояния, многие мигранты и просители убежища устремляются на Запад, — констатируют современники, не дружащие с логикой Аристотеля. — Это еще раз показывает, насколько привлекателен западный образ жизни».

Совсем нет. Богатства Запада привлекательны — да. Возможность жить не работая — тем более. Как и становящаяся все более распущенной аморальность. «Однако мусульманам особенно трудно интегрироваться в западное общество, — пишут те же авторы буквально в следующем абзаце. — Они говорят по‑немецки или по‑французски, носят джинсы и пьют колу, но живут в параллельных обществах, в своих старых традициях».

Оказывается, непривлекателен для мигрантов (а не для мусульман, как специально для целей Бим&Бомов подчеркивается) именно западный образ жизни. В отличие от материальных благ — которые, как те подозревают, распределены по Земле несправедливо.

Да что подозревают — уверены. Потому как они Западом и распределены. И он же, Запад, и становится обычно причиной появления мигрантов и просителей убежищ.

***

Книга Фергюсона, еще 2011 года издания (давняя, но очень нынче потребная), называется так — Civilization: The Six Ways the West Beat the Rest. В вольном переводе: шесть причин, почему все отдыхают по сравнению с Западом. Именно сейчас такие формулировки нужны позарез — именно когда монополярный мир качается. Когда надо доказывать, что ничего лучше западных ценностей на свете нету.

Институты — главное, говорит Фергюсон, институты устанавливают нормы, чтобы «культура оставалась достойной», институты определяют, «в какой степени культура поощряет хорошее поведение и наказывает плохое». И западные медиа подхватывают: ну, где такие институты, как у нас? Нет ни у кого, нигде нету.

В какой, однако, степени культура поощряет разбомбить чужую страну ради своих интересов? Вообще говоря, ни в какой — если, конечно, закрыть глаза на поведение США с Ираком. С Ливией. С Сирией. Да с кем угодно, если по‑честному.

Да и потом: культура культурой, но вот не вываливать содержимое горшков из окошек прямо на голову парижанам — вот этого общеевропейцам пришлось добиваться много лет. Казнями. Жестокими наказаниями. А не укоризной.

Так что не работают ваши институты без толкового городового. И палача. И политической воли сделать тот Париж наконец почище. А стоит лишь отпустить вожжи — и смотрите: снова клопы, крысы, горы мусора и кишечная палочка в Сене. Как вам такое, Нил Фергюсон?

***

Напоследок давайте рассмотрим главное.

«Шесть уникальных институтов и связанных с ними идей, которые лежат в основе западного господства» по Фергюсону. Именно их западные медиа начинают активно вкладывать в головы молодым по всей планете. А значит — и нашим достанется.

Конкуренция, полагают они. Но для правильного рассмотрения нужно видеть, во что данный институт превратился, развиваясь в поле западных ценностей.

А он пришел к планированию, к государственному регулированию, даже к командно‑административной системе. Скажем, «в Барселоне отзовут лицензии у краткосрочно сдающихся квартир». Потому что администрация города увидела: доход от туристов мешает снять жилье местным. Это что — рынок, конкуренция? И такие же решения уже приняты и в Берлине, и в Лиссабоне… Нет конкуренции, сломался институт.

Наука. Ее на Западе финансируют частники. Частник = прибыль. Следовательно, пока, например, лекарства от рака приносят барыши, никто не выпустит на рынок средство, уничтожающее тот рак.

И наоборот — под видом панацеи потребителям продадут что угодно. Примеры осложнений и вреда от вакцин Pfizer, Moderna и AstraZeneca — перед глазами.

Права собственности. О них больше других расскажут олигархи Миша Фридман и Петя Авен. Они думали, что раз приняли участие в раздербане России и стали миллиардерами, они — свои, буржуинские. Но собственность оказалась священна только для избранных — лондонским судом.

У любых других (как лиц, так и целых стран) она может быть, как теперь говорят, «заморожена». Что вы, что вы, мы ничего не отнимаем. Вот только распорядиться своей собственностью вам нельзя никак, а дивиденды с нее мы отправим дяде.

Медицина. Ковид, кажется, показал даже самим западникам ее реальный уровень. Вымершие хосписы со стариками в Испании. Коллапс со смертями в Италии. Фуры с трупами на боковых улицах в США. Это одно.

Другое — непрозрачность страховой медицины и объемы злоупотреблений стали на Западе общим местом. А переход на «протоколы» окончательно убирает возможность врача работать с конкретным телом конкретного пациента, как это принято на Востоке.

Общество потребления. Удивительно, но и это Фергюсон (и западные СМИ вслед за ним) считает одной из основ «западного господства».

Тогда как исторический тупик, коим общество потребления для человечества и является, был описан еще братьями Стругацкими: «Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится и остановит время».

Трудовая этика. По‑человечески понятно желание похвалить себя — да и, прямо скажем, есть за что. Европейские протестанты начала капитализма пахали круглосуточно, фанатичные конкистадоры прошли чужие континенты пешком насквозь, ученые подкладывали под технические революции один фолиант за другим, художники рисовали и ваяли не разгибаясь… — все это было. И все это было, как с расстояния видно, ради прибыли.

Прибыль — суть капитализма, фундамент современного западного общества. Прибыль же отвергает этику, это видели беспристрастные мыслители еще в начале XIX века.

Вот что писал британский профсоюзный деятель Томас Джозеф Даннинг (потом его слова процитировал Карл Маркс): «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Контрабанда и торговля рабами убедительно доказывают вышесказанное».

Опровергнуть вышесказанное до сих пор не смогли все усилия западной научной (и даже псевдонаучной) мысли.

***

Зачем западные СМИ, интеллектуалы и мыслители, книги и журналы выносят подобные концепции на форумы и дебаты, на первые страницы, на всеобщее обозрение? Они сами и дают ответ.

«Реальная угроза — это не подъем Китая и ислама, не увеличение выбросов CO2, а наша собственная потерянная вера в цивилизацию, которую мы унаследовали от предков», — аккуратен Нил Фергюсон. Журналисты подхватывают: «Отказ от нарратива Запада, со всеми его критическими моментами и амбивалентностями, означает конец Запада». Политики финалят: «Столкновения цивилизаций не избежать».

Так что — это не на Беларусь накладывают санкции. Не на Украину гонят и гонят оружие. Не назло Китаю не выпускают из объятий Тайвань. Это война цивилизаций, и они ее уже ведут. В том числе в молодых мозгах.

Которые нужно во что бы то ни стало повернуть правильно. Ибо западный путь доказал, что ведет в тупик. Теперь Бим‑Бомы хотят попросту уничтожить несогласных.

А мы в тупик не хотим.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter