Окруженец-подрывник
Поступил приказ: пробиваться сквозь вражеское кольцо мелкими группами. Повезло не многим. Ивану Алешкевичу удалось вырвался из западни. Но двигаться в одиночку по занятой врагом территории вдогонку неизвестно где находящемуся фронту — дело заведомо гиблое. Солдат направился в родную деревню Каменичи Осиповичского района. Узнав, что в окрестностях начинает действовать партизанский отряд под началом председателя райисполкома Королева, тут же подался в лес, где его военный опыт очень пригодился.
Отряд, вначале насчитывавший 48 партизан, довольно быстро вырос в бригаду, которая держала под контролем железные и шоссейные дороги Минск — Бобруйск, Осиповичи — Слуцк. Подрыв вражеских составов для Ивана Алешкевича стал привычным делом. Однажды он с товарищами уничтожил мост через Свислочь… Потом подсчитают: партизаны соединения пустили под откос 271 вражеский эшелон, вывели из строя 339 паровозов, 274 автомашины, 17 танков и 10 бронемашин, разгромили 13 вражеских гарнизонов, уничтожили около 15 тысяч гитлеровцев, взорвали 21 железнодорожный и 259 шоссейных мостов. Командиру бригады было присвоено звание генерал-майора, он стал Героем Советского Союза. А на груди Ивана Алешкевича среди прочих наград засверкал орден Отечественной войны II степени.
Когда Иван Сидорович, отдав все силы восстановлению разрушенного войной и воспитанию шестерых детей, ушел в мир иной, на семейном совете решили: награды отца передать на хранение младшей дочери Галине, работавшей после окончания училища в Солигорске. Как память об отце и родной земле орден Отечественной войны увез в Ташкент старший сын ветерана.
Тропами Моисея
Пустыня Негев занимает больше половины территории Израиля. По преданию, задолго до нашей эры по этой выжженной солнцем земле пророк Моисей 40 лет водил евреев в поисках свободы и счастливой жизни. В наши дни в пышущей жарой пустыне проводят занятия солдаты израильской армии, закаляя характер и силу воли для защиты свободы своего народа. Летом 2002 года во время 90-киломтрового марша уставший 20-летний солдат увидел что-то блеснувшее в песке. Десятки других солдат оставили этот отблеск без внимания.
Если бы «светлячка» поднял ортодоксальный еврей, репатриант из Африки или ближневосточной страны, скорее всего, он отбросил бы его в сторону: предмет красивый, однако лишний металл в рюкзаке при таких нагрузках ни к чему. У солдата, извлекшего из песка находку, внутри сразу что-то екнуло: это был орден Отечественной войны II степени. Так в чужой стране среди моря песка встретились советская награда и в недавнем прошлом советский человек Анатолий Ковалерчик, переехавший в Израиль из Бобруйска. Мистика? Невероятное стечение случайностей? Остается только догадываться…
Орден пополнил коллекцию монет и значков, которую Анатолий привез из Беларуси. На время он забыл о находке, но как-то его дети получили задание: принести в школу редкий предмет, связанный с историей семьи. Они увидели орден в коллекции отца и атаковали его вопросами: чья награда, откуда?.. Анатолий начал искать ответы. Обратился в Ассоциацию русскоговорящих женщин. Отозвались выходцы из Латвии, Эстонии и даже из далекой Мексики, подключились поисковики. Получив нужную информацию, Анатолий уже не мог держать награду в домашней коллекции. Пошел в посольство Беларуси и сказал:
— Этот орден принадлежал нашему земляку Ивану Сидоровичу Алешкевичу из Осиповичского района. Прошу передать его семье…
Вручали орден Галине Бородко в Солигорске торжественно. Заместитель министра иностранных дел Беларуси Николай Борисевич сказал:
— История очень необычная, в какой-то степени даже мистическая. И по большому счету сейчас неважно, как попал орден в Израиль. Важно то, что есть судьба у человека и у этой награды. И сегодня эти две судьбы воссоединились.
Память не продается
Как попал орден в израильскую пустыню? На этот вопрос уже вряд ли кто-то ответит. Галина Ивановна знает, что старший брат бережно хранил среди своих наград и отцовский орден. Но после его смерти все они неизвестным образом пропали, о чем солигорская хранительница семейных ценностей даже не догадывалась. И вдруг — звонок, израильская пустыня…
Судьба ордена взволновала Галину Ивановну до глубины души. Она с трепетом относится к трудовым и боевым наградам родных и близких. К тому же женщина с детства тяготеет к мужским проблемам и делам, более двух десятилетий работает на первом руднике «Беларуськалия» машинистом подъемных машин. А как по-другому, если не магнетизмом отцовской награды, объяснить некоторые поступки Галины Ивановны? Подруги звали на отдых в Египет: море, пирамиды, верблюды, комфорт!.. Она взяла билет в Израиль. Познакомилась с Иерусалимом, другими городами. В следующий раз клич: айда вместе в Турцию! Галину Ивановну словно кто-то подталкивает: езжай на землю обетованную! Прислушалась к внутреннему голосу, познакомилась с многими достопримечательностями Тель-Авива. А когда, получив награду, связалась с Анатолием Ковалерчиком и рассказала, по каким улицам Тель-Авива бродила, тот воскликнул:
— Так вы же недалеко от моего дома прогуливались! Мы, может быть, даже где-то встречались!..
Сейчас Галина Ивановна как зеницу ока бережет воскресший из небытия орден. И очень хотела бы встретиться с проживающей в Бобруйске матерью Анатолия Ковалерчика, поблагодарить за воспитание неравнодушного сына, вернувшего их семейную реликвию. Особенно дорогую сердцу на фоне охоты коллекционеров за артефактами войны, порой бесстыжей торговли орденами, медалями, окропленными кровью ветеранов.
— А если попросят передать орден в музей или продать? — задаю не совсем корректный вопрос.
Галина Ивановна отвечает, не задумываясь:
— В музей? Вряд ли… Продать? Ни за какие деньги! Не для того мы так долго шли с ним навстречу. Разве можно продавать святую память?..
В ТЕМУ
Многочисленные специализированные магазины и аукционы показывают, что военный антиквариат среди коллекционеров пользуется все большим спросом, хотя цены на него порой заоблачные.
Советский орден «Победа» оценивается в 10 миллионов долларов. Не только потому, что в награде очень много драгоценных металлов и камней, — таких орденов изготовлено всего 22. Солдатский орден Славы I степени с номером, входящим в первые три сотни, «тянет» на 11 тысяч долларов, на тысячу меньше — орден Славы II степени.
За 2 миллиона долларов можно купить британский одноместный истребитель 1942 года выпуска. Самолет в рабочем состоянии, в качестве бонуса к нему прилагается разрешение на полеты.
Если вы откопаете немецкий танк «тигр» в приличном состоянии, можете рассчитывать на 1 миллион долларов. Танк Т-34 оценивается в разы дешевле, ибо много таких машин еще хранится на складах.
За 990 тысяч долларов ушел с молотка комплект наград австрийского рядового Эдварда Кенны. Наиболее значимым среди них был Крест Виктории — самая престижная награда Великобритании, которая вручается за выдающийся героизм, проявленный на поле боя. В мае 1945 года Эдвард в одиночку напал на бункер, уничтожил расчет японских пулеметчиков.
В 1960 годы в Нормандии нашли шлем американского воздушного десантника, участвовавшего летом 1944-го в высадке союзников. В ходе торгов на аукционе цена шлема увеличилась в 13 раз, артефакт ушел за 68 620 долларов.
Американский лейтенант в мае сорок пятого прихватил из рабочего кабинета Гитлера массивную бронзовую подставку, украшенную гербом Третьего рейха, две чернильницы, пресс-папье. Позже на аукционе за прибор со стола фюрера коллекционер не пожалел 423 тысячи долларов.