Удивительно, но нынешнее Всебелорусское народное собрание, которое проходит в сложное для независимой Беларуси время, наполнено все же абсолютно позитивной энергетикой. Хотя в стране, можно сказать, праздничное настроение, надо признаться: для белорусской армии общее вече совсем не парадный проект. После каждого приходилось закатывать рукава. И даже странно, насколько синхронизировано строительство Вооруженных Сил с пульсом собраний и теми сигналами, которые военные воспринимали как команду на движение вперед!
Если вспомнить первый народный съезд, в 1996-м, то положение в войсках тогда было, мягко говоря, непростым. Техника простаивала, люди разбегались. И в этот момент белорусы сказали: армии независимой республики быть! Солдаты и офицеры ответили интенсивной боевой учебой. Части и соединения наконец задышали, потому что увидели: нужны!
Уже на втором собрании впервые прозвучала идея построения сильной и процветающей Беларуси. Надо ли говорить, сколь понятным и приятным для уха военного человека стал эпитет «сильной». Это был подъем! Тренировки и маневры прочно вошли в повестку дня, заработали научные школы, сформировалось видение системы безопасности.
В год третьего вече, в 2006-м, завершилось самое масштабное реформирование армии. В этот период даже западные эксперты стали называть национальные Вооруженные Силы одними из самых боеспособных в Восточной Европе. Больше ни один серьезный аналитик, ни одно издание не упоминали о белорусских войсках с усмешкой.
Первую десятилетку тысячелетия армия завершила в абсолютно новом качестве. Что было отмечено и на четвертом Всебелорусском народном собрании. На нем же форсировать эволюцию решили за счет инноваций, информатизации и интеллекта. В войсках эти качества стали полноценными боевыми категориями. А крупные белорусско-российские учения того времени и вовсе задавали тренды для армий ведущих стран.
Прошли еще пять лет. В 2016-м, как отметили многие специалисты, в стенах Дворца Республики тема безопасности прозвучала как никогда полновесно. Она впервые стала заглавной и в выступлении Президента. Александр Лукашенко тогда отметил: «История нас научила, что любая миролюбивая политика должна быть подкреплена реальной способностью государства защитить свой народ. Затрагивая вопросы безопасности, я постоянно повторяю тезис: «Порох нужно держать сухим». Наличие боеготовых Вооруженных Сил, системы территориальной обороны и эффективных институтов обеспечения правопорядка – это гарантия мира и спокойствия на нашей земле».
Развитие армии после этих слов сфокусировалось на направлениях, гарантирующих стратегический результат в новых геополитических условиях. Важным стало не только соответствовать нынешним требованиям, но и уметь адаптироваться к завтрашним угрозам. Развиваясь по этой формуле, военные одними из первых в регионе обратили внимание на такие вызовы, как терроризм, стремление воздействовать на страну через внутренние источники, используя модели «цветных революций». В том числе и поэтому шло энергичное совершенствование сил специальных операций, территориальных войск, РЭБ, связи, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, ракетных войск и артиллерии.
Дальнейшие шаги были в поле зрения делегатов прошлого собрания. Тогда одним из решений было активизировать сотрудничество с Россией. И это решение реализовано до буквы. Что касается армии, то в результате взаимодействия с Москвой войска пополнились вертолетами Ми-8МТВ5, Ми-35М, самолетами Су-30СМ, ЗРК С-400, модернизированными комплексами «Тор», ракетными системами «Искандер». Появилось на территории Беларуси и ядерное оружие… Союзнические обязательства, трансформация угроз, форм боевых действий, наличие военного атома потребовали преобразования стратегических документов государства. В результате у нас появились новые редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. Справедливым видится, что окончательно утверждаются эти документы Всебелорусским народным собранием. И когда это произойдет, Беларусь открыто скажет всему миру: наша безопасность обеспечена.
Константин Гагарин, военный обозреватель.