Заморозки в «райском саду»
Отопление для белорусских граждан давно стало повсеместным и доступным благом по умолчанию, чего нельзя сказать о других жителях Европы. Даже в развитых странах ЕС плюсовая температура в доме ощутимо бьет по кошельку, особенно когда речь заходит о людях со скромным доходом. Многие СМИ уже показали репортажи с участием европейских пенсионеров, которые оказались за гранью выживания. Например, немка Герда Арендт живет в маленькой квартире и дрожащими руками демонстрирует счет от управляющей компании: за отопительный сезон она должна заплатить… 8026,56 евро! И это притом что ее пенсия в месяц составляет всего 800 евро.«Как выживать?» — недоумевает она.
В октябре правительство Великобритании повысило потолок цен на 10 %. Люди критикуют действия власти за то, что она уделяет приоритетное внимание цели по достижению нулевого уровня вредных выбросов в атмосферу, не учитывая постоянно растущую финансовую нагрузку на население. Отмена зимних топливных компенсаций заставила миллионы малоимущих делать выбор: или отопление, или товары первой необходимости. Пенсионер Рой в буквальном смысле уже готов замерзнуть в собственном жилище:
— Это заставляет меня чувствовать себя ужасно. Все пришло к тому, что много людей, которые сейчас замерзают, вынуждены делать выбор: готовить еду или включать отопление.
Балтийский синдром
С наступлением холодов не лучшим образом складывается ситуация и у нашей ближайшей соседки — Латвии. Отопление в этой стране стало одним из самых дорогих в Европе, считает экономист Банка Латвии Олег Красноперов. Взяв за основу данные исследования Numbeo (крупнейшая в мире база данных о стоимости и качестве жизни) за 2024 год, он пришел к выводу, что Рига — третий по дороговизне отопления город, который уступает в этом только Берлину и Вене. Коммунальные счета, включая отопление, за усредненную квартиру в латышской столице общей площадью около 80 «квадратов» составляют примерно 306 евро в месяц. И это средние значения. А если учесть уровень доходов в стране, то процент, который от ежемесячного заработка приходится отдавать на коммунальные услуги, является самым высоким в ЕС. Латышам приходится экономить на квадратных метрах: проживание в переполненном жилье позволяет несколько уменьшить расходы на человека в ежемесячных счетах. Но вряд ли это является эффективным способом выхода из трудной ситуации, так как общая удовлетворенность населения жизнью постоянно снижается.Еще одна проблема — устаревший и неэнергоэффективный жилой фонд, требующий реновации. Но средств на это у государства нет. В конце года или начале следующего власти обещают старт новой программы, согласно которой на эти цели будут выделены 173 миллиона евро. По предварительным подсчетам, с помощью этих денег можно будет покрыть 40 % реновации. Однако есть нюанс. Если освоение этой программы будет происходить по той же коррупционной схеме, как и строительство железной дороги Rail Baltica, то доступное тепло в латвийские дома придет не скоро.
Обратная сторона западных санкций, как оказалось, имеет эффект бумеранга. После отказа от российских ресурсов европейский энергетический рынок продолжает нести огромные убытки. Созданная два года назад площадка для закупок газа сегодня может покрывать лишь малую часть всех потребностей ЕС. По оценкам экспертов, заключено всего около 2 % контрактов от потенциального спроса. Пропорция налицо — чем дольше страны Евросоюза будут проявлять не теплое отношение к своим восточным соседям, тем большему числу европейцев в отопительный сезон понадобятся очень теплые вещи.
shamko@sb.by