Импортозамещение: в каком направлении надо двигаться дальше?

Вместо или вместе?

Слово “импортозамещение” звучит, как медицинский диагноз. Неуклюжее и труднопроизносимое, как и сама проблема, доставшаяся нам с постсоветских времен. Тогда все комплектующие и сырье, поступающие на белорусские заводы по кооперации из союзных республик, в одночасье стали импортными. Со всеми вытекающими — тарифами, пошлинами и квотами, удорожающими конечный продукт. За последние 20 лет Правительством было принято множество экономических решений по вопросам импортозамещения. Это не только целевые госпрограммы, но и программы отдельных министерств, Национальной академии наук и других государственных органов. Только с 2001 по 2005 год было потрачено свыше 3,5 миллиарда долларов на создание новых технологий и рабочих мест, увеличение производства и экспорта. Оправдывают ли себя подобные меры? И в каком направлении нам стоит двигаться дальше? В поисках ответов на эти вопросы эксперты порой расходятся.

Фото БЕЛТА

От “Купляйце беларускае” — к Made in Belarus

Владимир Поплыко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики БГЭУ

Импортозамещение представляет собой процесс сокращения импорта отдельных  групп товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных. Что подталкивает Правительство к импортозамещению? Стратегические цели: обеспечение национальной безопасности, достижение технологической независимости в наиболее важных областях, содействие формированию положительного сальдо внешней торговли. Первая цель является ключевой для нашей экономической модели. Что же касается обеспечения технологической независимости, то для небольшой страны это практически невозможно. Вступление страны в члены ВТО потребует защиты собственного национального рынка с помощью тарифных и нетарифных мер от зарубежных товаров.

Минимизация импорта позволяет делать национальную экономику независимой от внешнеэкономических рисков, сговора зарубежных монополий и групп или отдельных государств, способных наносить ущерб странам-импортерам путем подрыва их стабильности и устойчивости, удорожания поставок комплектующих товаров, сырья, продовольствия.

Однако с точки зрения экономической теории результативность политики импортозамещения является неоднозначной. Зарубежный опыт подсказывает, что результат зачастую оказывается неожиданным. Например, в 40—60-е годы ХХ века Аргентина активно проводила политику импортозамещения для обеспечения защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции со стороны США и других развитых государств. К концу 1980-х и по настоящее время она остается в состоянии глубокого экономического и политического кризиса. В то же время более успешной признается политика импортозамещения стран Юго-Восточной Азии. Они в начале своего развития непродолжительное время опирались на импортозамещение, основанное на протекционизме, а потом постепенно расширяли свой экспорт новой продукции путем выхода на внешние рынки. Опыт Сингапура, Республики Корея, Тайваня, Китая по применению политики импортозамещения считается достаточно успешным.

В непростых социально-экономических условиях, складывающихся для нашей страны, нужно понимать, что реализация очередной крупной госпрограммы импортозамещения крайне затруднена. Да и вопрос результативности всех предыдущих программ остается открытым. Есть положительные результаты на отдельных производствах машиностроения и металлообработки, выпуска сельхозпродукции и продовольствия, лекарственных препаратов, строительных материалов.

Зарубежный опыт подсказывает нам, что успех реализации процесса импортозамещения в рамках национальной экономики кроется в ряде принципов. Во-первых, общество, особенно в переходной экономике, нуждается в особом социально-экономическом механизме, который делал бы импортозамещение выгодным делом не только отечественных, но и зарубежных субъектов рынка — бизнеса, государства и работника. Во-вторых, протекционизм в виде господдержки — в выдаче дешевых кредитов, установлении квот на импорт, поддержании фиксированного обменного курса, сохранении государственных монополий для отечественных производителей — эффективен лишь непродолжительное время. Иначе отсутствие конкурентной среды снижает мотивацию развития у отечественных производителей, что ведет не только к технологическому отставанию, но и к экономической их неэффективности. В-третьих, важна поэтапность импортозамещения: запрет на ввоз — выпуск зарубежных аналогов — экспорт новой продукции. Для нас важен переход от господдержки всех отечественных производителей к поддержке тех из них, кто вышел на внешние рынки или готов выйти в ближайшей перспективе с наукоемкой продукцией. То есть цель заключается в “выращивании” экспортно ориентированных предприятий и производств, способных развиваться самостоятельно.

В заключение хочется отметить следующее. Импортозамещение является составной частью экономической стратегии Правительства на современном этапе, решение которой будет содействовать развитию отечественного производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом должно стать повышение конкурентоспособности нашей продукции за счет стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Девизом политики импортозамещения должен стать переход от лозунга “Купляйце беларускае” к качественной марке Made in Belarus.

Сделай сам

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

В  мировой практике универсального решения этой сложной проблемы нет. В каждой конкретной стране поступают в зависимости от специфики экономики и государственных приоритетов. Нет однозначного мнения и у экономистов. Либералы, как правило, считают запрет импорта и поддержку убыточных предприятий неэффективными мерами, рекомендуют больше заняться структурной перестройкой экономики. И можно было бы с ними во всем согласиться, если принимать во внимание только производство и выносить за скобки интересы и устремления населения к сохранению стабильности и необходимого уровня благосостояния.

Руководство нашей страны выбрало социально ориентированный путь постепенной трансформации промышленности с приоритетом сохранения рабочих коллективов, развития социальной инфраструктуры и обеспечения продовольственной и энергетической безопасности страны. И этому есть веские причины.

Первое — это специфика экономики. Ни в одной стране бывшего Союза не было и нет такой концентрации промышленных гигантов и производственного персонала, как у нас. Не случайно страну называли “сборочным цехом”, здесь в десятках учебных заведений усиленно готовились кадры, а по периметру республики располагалось энергетическое ожерелье из пяти мощных АЭС.

Второе — исходя из теории современного менеджмента, доля экономических факторов в преодолении кризисных явлений составляет только 30 процентов, остальные — это духовное неблагополучие, дефицит позитивных эмоций, утрата нравственных ориентиров. То есть социальный климат должен быть благоприятен для жизни, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие.

Третье — и южные, и многие западные страны имеют в основном идеальные для экономики природные условия. В Беларуси условия природы достаточно жесткие, и без господдержки промышленная и социальная инфраструктура просто рухнут.

Исходя из этих позиций и строится стратегия социально-экономического развития и политика импортозамещения. Жизнь подтвердила верность этого подхода. Среди стран СНГ Беларусь справедливо считается страной, наиболее успешно преодолевшей трудности перехода к независимому развитию.

Руководство страны организует работу экономики по принципу “если дорого покупать, то сделай сам”. В первую очередь был сведен к минимуму продовольственный импорт. Результаты — на столах белорусов: продукты отечественного производства, более дешевые и качественные, доминируют в потребительской корзине. Страна является самодостаточной по производству сельхозпродукции и поставляет продовольствие в более чем 70 стран.

Решена проблема и с импортом электроэнергии. Начиная с 2018 года впервые в суверенной истории наша страна прекратила импорт электроэнергии и существенно увеличила ее экспорт. И это в условиях почти постоянных санкций начиная с 2000-х годов! У нас нет “импортных” дворников и подсобных рабочих на стройках. А это верный показатель здоровья и стабильности в обществе. И вообще, в Беларуси много такого хорошего, что мы просто не замечаем, потому что привыкли к этому и считаем само собой разумеющимся.

С решением первого “эшелона” проблем кардинального снижения импорта продовольствия и электроэнергии страна одновременно развивала экспортно ориентированное импортозамещение во втором “эшелоне” — в традиционном промышленном оборудовании, механизмах, автоматике, информатизации, бытовой технике. И здесь также много наработок (гидравлические механизмы, пружины, фильтры и многое-многое другое), к которым проявляют интерес многие мировые промышленные гранды. Требование Президента о недопустимости масштабного импорта в машиностроительной стране, какой она и является, вполне выполнимо. Огульный импорт не в интересах Беларуси и не должен войти в гены.

Для сокращения импорта государственным предприятиям и частному бизнесу нужно мобилизоваться в этом направлении с акцентом на “креативных отраслях”, усовершенствовать механизмы совместной работы с использованием цифровой экономики — и настроиться на положительный результат. Для успеха есть все необходимое: страна не разучилась работать, не растеряла кадры и структуры, их обучающие. Целесообразно создать республиканский центр импортозамещения для кооперации государственного и частного бизнеса — и специализированный сайт с главной темой “Сделай сам”.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter