В чем секрет раскрываемости, где контрабандисты прячут наркотики и как на службу попал йоркширский терьер

Вместе дома и на работе

Любовь к собакам и желание связать с ними свой профессиональный путь у инспектора-кинолога Минской региональной таможни Александры Кобец с детства. Отчасти на это повлиял ее отец — известный кинолог Евгений Валерьевич Кобец, который всю свою жизнь посвятил воспитанию четвероногих служивых. Еще в школе у Саши появилась немецкая овчарка Зевс. Со своим четвероногим другом девочка-подросток умудрялась выигрывать престижные соревнования, обходя более опытных соперников. Сегодня хвостатые напарники Александры — одни из лучших по поиску наркотиков в таможенных органах. Среди них йоркширский терьер Винни, бордер-колли Рейна и Яра. Мы понаблюдали, как работает это лохматое трио.


«Заточены» на наркотики

Минский аэропорт. Сегодня Александра и ее четвероногая команда работают на досмотре багажа. Их задача — не допустить, чтобы в страну ввезли запрещенные вещества и небезопасные товары. Собаки тщательно обнюхивают чемоданы на ленте: сначала сбоку, затем сверху. Чисто.

Помимо багажа, кинологи обследуют почтовые отправления, поступающие воздушным и железнодорожным путем, проверяют въезжающие в страну фуры, легковые автомобили. Часто кинологическая служба таможенных органов привлекается для оказания содействия другим правоохранительным органам. Собаки «заточены» сугубо на поиск наркотиков, и в этом деле им нет равных. Здесь новому сотруднику не выделяют четвероногого напарника, как в иных силовых структурах, он сам выбирает породу, заводчика.

— Высоких результатов удается добиться благодаря тому, что мы и живем, и работаем со своими собаками, соответственно, умеем их «читать», — рассказывает Александра. — Поиск наркотиков — труд двоих: человека и его четвероногого напарника. Я знаю, если мой пес остановился возле конкретной сумки и задумался, но не обозначил ее (не сел, не лег рядом с ней), а пошел дальше, значит, надо доработать и попросить показать эту сумку. И там определенно мы найдем наркотик — тот, который собака не знает, новый вид. А вот как себя поведет чужой пес, я не знаю, поэтому велика вероятность, что мы с ним так ничего и не найдем.


Мобильный сыщик

Первая служебная собака Александры — немецкая овчарка Танк. Девушка взяла его в возрасте двух лет. Базовые команды пес знал, быстро освоил и поиск психотропов. Чуть позже к Танку присоединился метис померанского шпица и йоркширского терьера Винни — и получился уникальный таможенный дуэт.

— Винни — домашняя собака, я не брала его целенаправленно для службы. Но на работу он со мной ездил, чтобы не сидеть дома. Как-то нужно было проверить почту в аэропорту. Подумала, а почему бы Винни не попробовать? Он маленький, с ним удобнее это делать, чем с Танком. Поставила его на полку, где лежали бандероли и конверты, и он пошел их обнюхивать. Видя интерес к этому делу, провела с ним специальную подготовку, нацеленную непосредственно на поиск психотропов, и теперь он полноценный участник нашей команды.

Кстати, Винни — первый служебный йоркширский терьер в стране. Это достойный пример для тех, кто считает, что маленькие собачки — диванные бездельники и не подлежат дрессировке.


Подходят не все

На таможне работают разные породы собак: немецкие и бельгийские овчарки, миттельшнауцер, есть даже джек-рассел-терьер. Как таковых ограничений нет, однако есть опыт коллег. И в первую очередь не рекомендуется брать собак, у которых могут быть проблемы со здоровьем, говорит Александра:


— Брахицефалам, у которых приплюснута морда, тяжело работать в жару, они начинают задыхаться. Коротколапые собаки вроде корги и такс склонны к тому, что у них со временем могут отказать задние лапы. Помимо болезней, есть еще один критерий — ориентированность на человека. Например, хаски, выведенные для перевозки грузов, не слишком хотят взаимодействовать с людьми. Это упрямые и свободолюбивые собаки, поэтому надеяться, что они будут с вами работать, не стоит.

Проводив Танка на пенсию и посадив на домашний диван, Александра сделала выбор в пользу бордер-колли. И это, говорит кинолог, стопроцентное попадание, причем настолько, что теперь в команде хвостатых их две — Яра (Ярость) и Рейна.

— Крупную собаку не хотелось, так как работать с ней не очень удобно. Ведь порой надо залезть в узкие места. Присматривала более мобильную. Ездила на соревнования, общалась с владельцами. В отношении бордер-колли мои ожидания полностью совпали с реальностью — это собаки-трудоголики, причем очень умные и быстро обучаемые. Моя Ярость, например, уже трижды чемпион страны в соревнованиях по служебному многоборью кинологов. А ей всего четыре года. То ли еще будет!
Сегодня в таможенных органах работают 38 кинологов, за ними закреплены 39 служебных собак. 
В ТЕМУ

Разрушая стереотипы

Процесс обучения служебной собаки делится на три фазы: социализация, общая и специальная дрессировка. Первые две идут параллельно.

— Собаке нужно адаптироваться к месту, где она будет работать. Помню, в почтовом отделении в аэропорту был парень с прической в стиле афро, был очень похож на одуванчик. Танк замер, увидев его. Собака была удивлена, потому что до этого такого не встречала. Поэтому важно, чтобы пес знал, что бывают разные люди, другие животные, иные локации: лес, поле, аэропорт, вокзал и так далее.

После того как социализация и общий курс дрессировки успешно пройдены, начинается обучение по поиску наркотиков. Чтобы их найти, четвероногому ученику важно знать запах. Все начинается с бе­зобидной игрушки.

— Сначала собака должна научиться находить свою игрушку по команде «Ищи». Затем прививается способ ее обозначения. Что это значит? Пес должен показать хозяину, что обнаружил цель. Варианты могут быть разные: посадка, укладка, голос и так далее. После чего за игрушку кладется наркотик с ярко выраженным запахом. Здесь важно, чтобы собака поняла: там, где этот запах, находится и ее игрушка. Постепенно игрушка убирается.

У служебных собак есть свои специализации: поиск наркотиков, оружия, взрывчатки или людей. Конечно, можно научить одну собаку всему этому, но так никто не делает.

— Представьте, обозначает собака сумку в аэропорту. И что мне делать? Эвакуировать аэропорт и вызывать саперов? Я же не знаю, что там: наркотик или взрывчатка. Поэтому не обучают собаку искать все одновременно. В этом нет смысла. Работать со взрывчаткой собак учат отдельно. Здесь важно, чтобы пес был аккуратен и не соприкасался с предметом поиска. У нас же спе­цифика иная — нет таких рисков для жизни.

В дрессировке важную роль играет терпение кинолога. Далеко не всегда собака быстро соображает, что от нее хочет хозяин. Бывает и такое, что псу слишком рано дается новое упражнение. Тогда, конечно, положительного результата ждать не стоит. Наоборот, нужно вернуться на несколько шагов назад и отточить старую программу, закрепить ее и только после этого идти дальше.

— С собаками важно постоянно заниматься. Сами по себе они довольно стереотипные животные. Поэтому важно показывать, что наркотик может быть спрятан в том месте, где она раньше его не находила. Например, закопан в землю в горшке с цветком. Ситуации, как правило, берем из реального опыта коллег или придумываем сами. Как-то я показывала своей собаке, что наркотик может быть на человеке. Попросила на почте женщину спрятать сверток в кроссовку. Собака обнюхала все вокруг, кроме нее. Чует, что запах есть, но не понимает откуда. Я ей показала на обувь женщины, и у нее случился инсайт. Оказывается, так тоже может быть.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter