Фасад одного из торговых объектов областного центра по улице Правды, 64а, буквально стал картиной площадью 55 (!) метров квадратных. На прежде обычной магазинной стене теперь надпись «УНОВИС Витебск 1920», а также цифра 100. Вот такая отсылка к юбилею знаменитого авангардного художественного объединения «Утвердители нового искусства», в 1920-м созданного Казимиром Малевичем в Витебске. Не обошлось без «отпечатка» огромной ладони. Ему там самое место. Почему? Достаточно вспомнить девиз художников УНОВИСа, навсегда изменивших представление об искусстве и о том, что может и должно делать оно в современном мире: «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях».
Напомним, что «Метаморфозы города» – уникальный для Беларуси социально-культурный проект, суть которого в том, чтобы превращать стандартные дома и здания в картины, современные арт-объекты. Геометрические фигуры появились на домах по проспекту Строителей. Позже супрематические квадраты Малевича «засветились» на улице Правды. Но именно арт-объект по улице Правды, 64а, можно считать первенцем «Метаморфоз». Это уже не скромные штрихи, а полноценная работа в духе УНОВИСа. За малярные кисти и краски взялась сама идейный вдохновитель, автор «Метаморфозы города» Марина Жук:
– Дизайнер проекта – витебский художник Александр Вышка, исполнение – мое и моей талантливой единомышленницы Ольги Ефремовой. Вместе мы придали зданию новое, узнаваемое лицо. За первым слоем краски должен последовать второй, люминесцентный. Чтобы картину гарантированно заметили в темноте (а при ночном освещении краска в полной мере не отдает накопленный за день свет), думаем над установкой специальных ультрафиолетовых прожекторов.
Собеседница признается: ее мечта о том, чтобы жители и гости Витебска увидели его богатую историю, культурное наследие через арт-объекты на домах, наконец стала сбываться. Надеемся, это только первый штрих в общую картину, предложенную «Метаморфозами». Чтобы все получилось, без желающих поддержать проект рублем и делом не обойтись.
В ТЕМУ
Знали ли вы, что первый черный квадрат в городском ландшафте Витебска появился вне «Метаморфоз» – в начале 2000-х. Это была композиция К. Малевича «Смерть обоям» в начале тогда еще улицы Правды, позже переименованной в улицу М. Шагала.