В этом году занятия по финансовой грамотности часто проводились в онлайн-формате.
Работа в онлайн-формате
— Как пандемия коронавируса повлияла на программу финансовой грамотности населения в 2020-м? Приходилось ли прибегать к новым методам обучения? Какие мероприятия Национального банка уже состоялись?— Да, COVID-19 внес свои коррективы в работу. Мы рекомендовали участникам программы повышения финансовой грамотности проводить образовательные программы в онлайн-формате. Как оказалось, электронное обучение имеет свои несомненные преимущества перед традиционным: экономит время, позволяет охватить больше людей, удобно как для учителя, так и для ученика, эффективно для донесения знаний людям с ограниченными возможностями, предполагает различные формы обучения (вебинары, лекции, презентации, тесты, игры). Многие участники создали свои оригинальные продукты — игры, квесты и тесты. Так что работа по повышению финансовой грамотности продолжается.
Хочу отметить, что все запланированные Национальным банком в этом году мероприятия проведены либо еще проводятся. Например, прошла неделя финансовой грамотности молодежи, конкурс видеоблогеров, к началу нового учебного года запущена обновленная версия сайта по финансовой грамотности. В настоящее время организована республиканская олимпиада для старшеклассников, скоро объявят результаты конкурса студентов, магистрантов и аспирантов на лучшую работу по экономической тематике.
От фишинга до вишинга
— С возрастанием популярности использования онлайн-сервисов наблюдалась активизация мошенников. Делался ли упор на противодействие злоумышленникам в программе по финансовой грамотности на 2020-й? Скорректировался ли план мероприятий в связи с этим?— В этом году мы очень активно рассказываем о вопросах безопасности и защиты от мошенничества. Кстати, конкурс видеоблогеров был посвящен теме безопасности личных финансов в цифровом пространстве. В своих работах молодые люди со всех регионов Беларуси делились, что нужно делать, а что нельзя для сохранности денег от посягательств злоумышленников. Созданы уроки, презентации, статьи, выпущены видеоролики на эту тему. Олимпиадные тесты также содержат вопросы, предполагающие понимание основ безопасного применения карточек, мобильного и интернет-банкинга.
— Какие наиболее актуальные мошеннические схемы использовались и что вы посоветуете гражданам, чтобы на них не попадаться?
— В текущем году мошенники выманивали у белорусов деньги с помощью технологий социальной инженерии. Они задействовали вишинг — схему, когда злоумышленники, используя телефонную связь, узнавали у хозяина платежной карточки конфиденциальную информацию. Звонившие, как правило, представлялись сотрудниками банка и под различными предлогами (списание денег без ведома владельца, подозрительные движения по счету) пытались выведать личную информацию клиентов — паспортные данные, реквизиты карточки, кодовые слова и другое.
Также применялась такая схема мошенничества, как фишинг. В этих случаях внимание концентрировалось в основном на торговых онлайн-площадках, где действовали лжепродавцы и лжепокупатели. Первые размещали объявление о продаже товара и в ходе переписки с покупателем отправляли ссылку на поддельный сайт для оплаты покупки. Или просили отправить предоплату, чтобы подтвердить свои намерения и «отложить» товар. После получения денег мошенники исчезали.
Злоумышленники второго типа, которые притворялись покупателями, были готовы перечислить предоплату или полностью оплатить товар на банковскую карточку, для чего и просили ее реквизиты. После этого гражданину приходила смс от банка. Через некоторое время «покупатель» пытался узнать код из данного смс-сообщения. Далее со счета пропадали деньги.
Хотелось бы посоветовать быть бдительными и не делиться вашей личной информацией, связанной с банковскими транзакциями. Сотрудники банков ее точно у вас не спросят. Кроме того, обращайте внимание и на ссылки, по которым переходите для оплаты товаров. Минимальное различие имени сайта в адресной строке с официальным адресом интернет-ресурса может означать, что эта страница создана мошенниками с целью получить ваши данные.
Знания для большей эффективности
— Сейчас готовится специальный учебник по финансовой грамоте. Расскажите о нем подробнее.— Проект уже на завершающей стадии. Готовится учебник для ученика и методическое пособие для учителя в соответствии с учебной программой факультативных занятий для школьников 8—9-х классов, утвержденной Министерством образования. В программу включены такие основные направления финансовой грамотности, как личное финансовое планирование и бюджет, сбережения, страхование, кредитование, профессии из мира финансов, деньги и денежное обращение, цифровой банкинг, инвестирование, налоги. На изучение учебного материала программы отводится один академический час в неделю, в сумме составляет 35 академических часов в год. Мы рады, что изучение основ финансовой грамотности в учреждениях образования станет более эффективным. Считаем, что преподаванием курса в школах можно охватить большой пласт молодежи и заложить знания и навыки у целого поколения.
— Программа финансовой грамотности реализуется уже не первый год. Как оценивается уровень знаний населения страны? Насколько я понимаю, от этого показателя зависит и оценка эффективности всей программы?
— Да, это так. Для оценки финансовой грамотности Институтом социологии по заказу Национального банка ведется работа в данном направлении. Уже разработана методика, учитывающая достижения других стран в этой области и нашу локальную специфику. В настоящее время производится сбор информации и анализ данных. Оценку предполагается проводить по целевым группам, полу, возрасту, региону, доходам, образованию. Это позволит обеспечить детальное и многостороннее отображение ситуации и осуществить более качественный анализ, а также составить целенаправленные и эффективные программы финансового образования. Сбор информации, необходимой для расчета качественных индикаторов, организуют путем проведения республиканских опросов населения раз в два года.
kryzhevich@sb.by