Вблизи деревни Нерейша Сенненского района когда-то шумел лес. На днях его зеленую тишину прервала техника «Витебскводоканала», расчистившая место для работ поисковикам. Они подняли из земляной воронки фрагменты сбитого в июле 1941‑го советского бомбардировщика Пе-2. И что важнее всего — установили имена погибших летчиков-героев.
Раскопкам быть
В Великую Отечественную, по воспоминаниям местных жителей, под Сенно разбились три самолета. Два из них — легендарное детище конструктора Владимира Петлякова, те самые советские «пешки», названные королевами бомбардировки. Обломки одного из них еще предстоит найти. Раскопки второго на днях завершили на территории Бурбинского лесничества. О судьбе Пе-2 теперь известно подробно, говорит зампредседателя военно-исторического поискового патриотического клуба «Витебский рубеж» Дмитрий Болелов:
— Этой зимой мы изучили журнал боевых действий и донесений, информацию от очевидцев и поняли: в Белицком сельсовете действительно потерпели крушение два самолета 95‑го скоростного авиационного бомбардировочного полка 47‑й смешанной авиационной дивизии. С 6 по 10 июля 1941‑го во время Лепельского контрудара под Сенно происходило танковое сражение. Наши бомбардировщики вылетали для поддержки с воздуха наземных сил. Предположительно, 9 июля Пе-2 возвращались с боевого задания и были сбиты «Мессершмиттами». В обоих экипажах стрелками-радистами были белорусы — Георгий Ляхович из Орши и Петр Левшунов из Могилевской области. Какую именно «пешку» мы поднимаем, до последнего оставалось неясно. Поэтому даже на наших памятных плакетках, которые вручили всем участникам экспедиции, изображены сразу два экипажа.
К слову, 95‑й скоростной авиационный бомбардировочный полк ВВС РККА одним из первых укомплектовали новейшими самолетами этого типа. Подразделение участвовало в параде 1 мая 1941‑го, пролетая над Красной площадью в Москве.
Весной волонтеры побывали на участке, где, скорее всего, разбился Пе-2. Обломки дюралюминия от обшивки самолета подтвердили: раскопкам быть.
— Как и многие дети Советского Союза, я вырос на фильме «В бой идут одни «старики», — продолжает Дмитрий Болелов. — О том, что такое война, слышал от родного деда, «живым товаром» угнанного из Украины в Германию… В прошлом российский офицер, я много лет живу в Витебске. Вместе с женой-белоруской, которая разделяет мой интерес к поисковым экспедициям, воспитываем троих сыновей. Старший служит в 103‑й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде, среднего по возможности берем с собой на раскопки. Уверен, младший подрастет и тоже присоединится. Только личным примером можно и нужно прививать молодежи уважительное отношение к истории.
…О том, что на «Вахтах Памяти» равнодушных нет, говорим с 13‑летней Яниной Шалыпиной, старшиной военно-патриотического отряда «Подвиг» Октябрьской средней школы Витебского района. Девочка помогала взрослым во время раскопок вблизи агрогородка Вороны:
— Мы обнаружили останки более 120 бойцов. В момент, когда их достают из земли, мороз по коже: вот она — правда о прошлом не по учебникам. Узнав цель этой майской экспедиции, тут же согласилась. Такой шанс один на миллион — поднимать самолет времен Великой Отечественной.
«Еду в Беларусь!»
От палаточного лагеря до периметра, где ведут раскопки, больше двух километров. Добираемся полем, лесом, через ручей... Усталость подкрадывается незаметно, а привыкшим к долгим походам поисковикам все нипочем. Внимательно следим за работой экскаватора. Без него не обойтись: последняя колыбель Пе-2 крепко обвита сросшимися корнями деревьев, трудностей добавляет и суглинистая почва.
Каждый метр земли здесь звенит от металлоискателей. При падении Пе-2 ударная волна была такой силы, что самолет разбросало на многие метры, объясняет подполковник Андрей Рубин, командир 52‑го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны:
— Наша работа не прекращается никогда, с каждым копком лопаты мы ближе к разгадке очередной тайны. Под Нерейшей удалось достать из недр земли фрагменты Пе-2, десятки патронов, первый советский скорострельный авиационный пулемет ШКАС и, самое главное, костные останки членов экипажа.
Настоящая удача в том, что на глубине около трех метров поисковики обнаружили номерные запчасти второго двигателя самолета. Заводские номера моторов, продублированные на стопорных шайбах, указали: боевая машина могла принадлежать экипажу лейтенанта Павла Серова. Стрелком-радистом этого же экипажа был младший сержант Георгий Ляхович, а стрелком-бомбардиром (штурманом) лейтенант Николай Антропов. Родственница последнего, москвичка Татьяна Мысенко, несколько дней провела в лагере поисковиков. Каждое утро она просыпалась с надеждой. Татьяна не сдерживает слез радости:
— Спасибо всем, кто помог установить место гибели моего двоюродного деда! Моя бабушка — родная сестра штурмана Николая Антропова, как и моя мама, его племянница, всю жизнь хотели узнать, что стало с родным им человеком. Узнав от «Витебского рубежа», что среди членов экипажа сбитого фашистами Пе-2 может быть мой родственник, не раздумывала ни минуты — еду в Беларусь! Сердцем чувствовала: деда обязательно найдут — и не ошиблась.
Знаковым событием считают подъем самолета, установление имен летчиков-героев и уроженцы здешних мест. Из Борисова в гости на малую родину всей семьей приехала Анна Бурдо:
— Хорошо помню рассказы родни, односельчан о сбитых возле Нерейши бомбардировщиках. Сейчас, когда обнаружены фрагменты одного из них и названы имена членов экипажа, эмоции переполняют. Будто это и наши родные люди наконец вернулись домой.
Уникальный экспонат
Фрагменты разбившегося Пе-2 передадут в Сенненский историко-краеведческий музей
Фото из архива «СБ»
Танковое сражение под Сенно в начальный период Великой Отечественной называют самым крупным в мировой истории. Напоминанием о героизме советских бойцов служит поднятый из сенненских болот «русский тигр» — танк КВ-1, установленный на «Линии Сталина». А вот на месте крушения самолета военных времен в Сенненском районе поисковики работали впервые. Его фрагменты передадут в местный историко-краеведческий музей.