В Минске его оперы очень громко зазвучали в начале 1890-х. В сезон 1890–1891 виленский частный оперный театр А. Картавова привез сразу две оперы Верди – «Риголетто» и «Трубадур». Дирижировал маэстро В. Сук. А очень скоро, в сезон 1892–1893, труппа И. Шумана потчевала благодарных минчан уже тремя операми – «Риголетто», «Травиатой» и «Балом-маскарадом».
Судя по тому, что с тех пор эти оперы приезжали в нашу столицу чуть ли не каждый год, Верди завоевал сердца белорусов. Позже список вердиевских опер стал расширяться, но это было позже, намного позже, после войны.
А в довоенное время Большой театр оперы и балета успел поставить две оперы Верди: Риголетто (1935) и «Травиата» (1941).
6 марта 1941 года «Советская Белоруссия» впервые оповещает своих читателей о близящейся премьере, а 16 марта рядом с сообщением об организации производства гвоздей и расширении газогенераторного флота читаем заметку следующего содержания:
«Большой ордена Ленина театр оперы и балета БССР заканчивает работу над постановкой оперы «Травиата». Премьера состоится в 20 числах марта. Постановку осуществили заслуженный артист РСФСР орденоносец Шлепьянов [именно так в тексте] и режиссер Шахрай. Главные роли исполнят: заслуженные артисты БССР орденоносцы Алексеева, Болотин, Арсенко и др.»
Джузеппе Верди напротив театра Ла Скала. Милан.
Любопытно, что буквально до последнего дня точная дата держалась в секрете. В каждой газете была афиша, обещавшая: «На днях!» И лишь 21 марта было объявлено, что премьера «Травиаты» состоится 22 и 23 марта. И действительно, все состоялось, но партию Альфреда пел Василий Лапин, а Жоржа Жермона – Михаил Денисов. Дирижировал композитор Марк Шнейдерман.
27 марта напечатана большая рецензия за подписью композитора Николая Щеглова:
«М.Э. Шнейдерман не только снял моменты сладенькой сентиментальности, примитивности оркестрового аккомпанемента, но и заставил их совершенно по-новому звучать, точно, музыкально, тактично».
Кто же знал тогда, что пять лет спустя этот самый Щеглов, теперь уже под именем Щеглов-Куликович, вместе с немецко-фашистскими оккупантами в панике побежит из Минска?
До Великой Отечественной войны оставалось три месяца.
А после войны, в 1946 году, одной из первых оперных постановок стала опять «Травиата».
Всего же за время существования нашего Большого театра «Травиата» ставилась в нем семь раз, «Риголетто» – семь. Великий знак признания и признательности со стороны нашей публики!
Именно с операми Верди были связаны самые впечатляющие моменты в истории белорусского оперного искусства. И прежде всего это постановка «Отелло» дирижера Иосифа Абрамиса и режиссера Дмитрия Смолича с Зиновием Бабием в главной роли, с которой наш Большой театр отправился покорять Москву.
– Они ездили в Москву на гастроли, и есть рецензия, что это был просто необычайный успех. Стояли очереди, чтобы послушать «Отелло», – рассказывает дочь Абрамиса, фортепианный педагог Татьяна Якимович.
Дездемона – Л. Шимко, Отелло – З. Бабий.
Верди – композитор, нежно любимый нашей публикой и нашими артистами. Вместе с Пуччини он самый исполняемый оперный композитор в Большом театре Беларуси. В репертуаре пять его опер, которыми певцы очень дорожат.
– Верди – мой композитор, – говорит народная артистка Беларуси Нина Шарубина.
– Вот говорят, что Верди любил баритонов, – рассуждает заслуженный артист Республики Беларусь, баритон Станислав Трифонов. – Хотя и у теноров, и у сопрано, и у меццо-сопрано в его операх есть замечательные арии, но он сам был баритоном по своей природе.
Самую популярную белорусскую оперу «Седая легенда» Дмитрия Смольского иногда сравнивают с вердиевским «Трубадуром».
– Когда режиссер Штейн захотел похвалить моего отца, он сказал: «Теперь у нас есть свой белорусский Верди», – рассказывает сын композитора, рок-гитарист Виктор Смольский. – На что мой отец ответил: «Верди у нас один».
Жаль, что из-за санитарных ограничений в нынешние памятные дни не удалось исполнить «Реквием» Верди, как это было двадцать лет назад. Но памятный год продолжается.
juliaandr@gmail.com
Фото архивные.