От булавок до соленых огурцов
Первые комиссионки появились в СССР еще в 1920-х годах, а в середине прошлого века наступил их бурный расцвет. В них можно было найти и раритетную мебель, и импортные наряды, и самую модную технику. Но потом яркая жизнь комиссионок постепенно начала затухать.Однако сегодня у таких магазинов открывается второе дыхание. В Гомеле — в немного измененном виде. Здесь нет оценщика, который ультимативно объявит вам, что ваша модная куртка продастся исключительно за 20 рублей, и только при этом условии примет ее к реализации. Здесь продавцами выступают сами владельцы вещей. Магазин предоставляет им в аренду бокс с полками и штангами, который можно загрузить ворохом вещей. Цену продавцы выставляют самостоятельно, а уж брать по ней или нет — дело покупателя. Магазин же, кроме платы за бокс, получает небольшой процент за проданные вещи.
Этот формат владелец комиссионки Геннадий Люлько подсмотрел за рубежом и привез в Гомель:
— Подобные магазины там представлены в большом количестве. Причем по размеру не такие скромные — это огромные ангары, где есть все — от булавок и винила до старинной мебели и банок соленых огурцов (там разрешено приносить и продукты питания).
Сапоги за 900 рублей
Геннадий говорит, что таким образом вносит свой вклад в борьбу с перепотреблением:— У нас накопилось немало ненужных вещей дома. Если все разом выбросить, наша планета просто захлебнется. А так происходит их перераспределение. Да, кто-то продает какие-то предметы онлайн, но это не так уж удобно. Многие хотят прийти потрогать, померить. На картинке не всегда понятно. Да и сам продавец стеснен во времени и перемещении: надо дождаться, пока люди приедут, посмотрят, а может, и не возьмут в итоге.
В магазине нахожу три сходные куртки за 15, 20 и 50 рублей. Шарфики внешне одинакового качества люди готовы отдать и за 5 рублей, и за 20. Геннадий признается, что не всегда понимает ценовую логику продавцов:
— Были у нас сапоги за 900 рублей. Это дороже, чем имеющаяся у нас шуба, за нее хотели 750. Я в обуви не разбираюсь, может, это кожа крокодила. Привез мужчина из Москвы, уверял, что новыми они стоили полторы тысячи. Мы приняли, а на следующий день пришла женщина: «Всю жизнь такие искала!» И тут же их забрала.
«Золотой» фарфор
Разнообразие товаров поражает. Осталась от ремонта банка краски? Ее тут можно найти. Виниловый проигрыватель оторвали с руками, быстро купили и детское кресло, за которое просили в два раза меньше, чем в большинстве магазинов. Есть вечерние платья и молотки, куклы и ручные массажеры, серьги, салатницы, сервизы, шубы и клык моржа. Геннадий уверен, что покупатель найдется на каждый товар:— Был резиновый олимпийский мишка. Вот зачем он? Я бы не взял. 50 человек не взяли бы, а один возьмет. Купила его одна женщина и была безумно довольна. Я спросил: «А отчего такая радость?» Она ответила: «У меня сын 1980 года рождения, ему подарок». Может, вам книга не нужна, но нужна другому человеку. У нас по 5 рублей они стоят. Говорят, люди книги не читают? Ну не знаю... У нас берут постоянно.
Большим спросом сейчас начал пользоваться фарфор. Одна из клиенток принесла на продажу несколько фигурок, которые тут же вызвали ажиотаж. Покупательница раскрыла Геннадию секрет: это фарфор середины ХХ века, завода больше не существует, стоимость этих фигурок скоро взлетит в несколько раз.
Есть здесь и отдельный благотворительный бокс, куда клиенты отдают часть вещей. Деньги от проданного пойдут на помощь детдому или приюту для животных. Огромное внимание Геннадий уделяет работе с ремесленниками. Тут можно найти образцы самых разных работ: ажурные шали, уникальные шкатулки и ежедневники, кожаные украшения, плетеные корзины из бумаги и многое другое.
— Один взрослый мужчина увлечен цветами, выращивает лаванду, делает саше и с удовольствием продает у нас. Рядом с работами на полках — контакты мастеров. Например, посетитель хочет такие же часы, но не со львом, а с рысью. Позвонил — заказал.
Люди приходят разные. Кто-то в поиске оригинальных и уникальных вещей, кто-то — в попытке сэкономить на гардеробе. Но некая своя субкультура вокруг этого места уже образовалась, и поток покупателей и продавцов не ослабевает.
КСТАТИ
Магазин работает всего пару месяцев, но у него уже есть и постоянные покупатели, и постоянные продавцы. На несколько десятков боксов сейчас очередь не в один месяц. Кто-то арендует бокс сразу на год, кто-то с трудом соглашается и на четыре недели, боясь, что товар не продастся. Но 90 процентов пришедших в первый месяц продлили аренду на второй.
valchenko@sb.by
Фото Таты Кавериной