Ежегодный летний фестиваль Большого театра в Несвиже нынче прошел уже в одиннадцатый раз. С 2010 по 2019 год фестивальная машина работала без единого сбоя. В 2020 году из-за пандемии она в первый и единственный раз пробуксовала, и это остро ощутили все причастные.
— Прошлый год, когда у нас не было Большого театра, стал для нас ударом, — рассказывает заместитель председателя Несвижского районного исполнительного комитета Александр Балтенков. — Нам писали, звонили, выясняли причину. А потом время прошло, и уже с декабря или января нынешнего года к нам стали поступать звонки, да и просто в разговорах с людьми неизменно возникал вопрос, приедет ли к нам Большой театр.
И лишь ранней весной 2021 года возникла полная уверенность, что Большой приедет. Об этом было официально объявлено на пресс-конференции в театре 23 марта.
Более того, стало понятно, что впервые в истории несвижского фестиваля Большой театр привезет легендарный спектакль, который в самом театре посмотреть невозможно, но очень хочется.
— В Несвиже в первый вечер в пятницу 25 июня планируется концертно-сценическая версия оперы Джузеппе Верди «Набукко». Это грандиозное произведение, которое несколько лет уже не шло у нас, и планировалась вначале постановка, затем концертное исполнение, но все это переносилось. И вот, наконец, можно поехать в Несвиж, чтобы там все это великолепие увидеть и услышать, — сказала тогда главный специалист по работе с общественностью Татьяна Александрова.
Оттого фестиваль стал еще более долгожданным. А с другой стороны, он стал для Большого театра своеобразной лабораторией — каковой и был несвижский дворцовый театр два с половиной столетия назад.
— В 1752 году были написаны две оперы на либретто Уршули Радзивилл, и сразу же была написана музыка, а исполнение было осуществлено силами местных музыкантов, певцов и так далее, — рассказывает художественный руководитель творческого коллектива «Белорусская капелла» заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Скоробогатов.
По словам Виктора Ивановича, в ту пору были две балетные школы — одна в Несвиже, другая в Слуцке.
— И это только у Радзивиллов, а вообще в Беларуси их было шесть. Колоссальный по тем временам культурный вулкан.
Жар от этого вулкана, хоть и слегка остывший за прошедшие столетия, физически ощущается в Несвиже.
Не все помнят, что в 2009 году в Большом театре состоялась премьера скромной маленькой оперы несвижского капельмейстера Яна Голланда «Чужое багацце нікому не служыць». Она была утеряна, найдена музыковедом Ольгой Дадиомовой в виде партии скрипки, контрабаса и голоса, реконструирована художественным руководителем ансамбля солистов «Классик-авангард» Владимиром Байдовым.
Именно тогда артисты Большого театра впервые десантировались в Несвиж, где создавался этот милый водевиль. Они не просто вернулись к корням, но и презентовали кое-какие музыкальные фрагменты из готовившейся постановки.
Состоялась пресс-конференция, на которой тогдашний заместитель генерального директора Большого театра Валерий Гедройц озвучил планы дальнейшего сотрудничества с Национальным историко-культурным заповедником «Несвиж». Слово «фестиваль» тогда еще официально не произносилось, но, по уверению Виктора Ивановича Скоробогатова, мысль зародилась именно тогда.
— Мы вышли после пресс-конференции с Валерием Карловичем Гедройцем на улицу, во двор, и один из туристов крикнул другому: "Эй!" Боже, какая акустика, какой звук — здесь же сплошные камни! Здесь даже микрофоны не нужны, — рассказывает Виктор Скоробогатов. — В итоге наше с Валерием Карловичем предложение о фестивале получило поддержку не только в Большом театре, но и в Несвижском дворце, и у руководства Несвижского района.
Прошло двенадцать лет, и вновь пресс-конференция в Гетманском зале Несвижского дворца.
— Я считаю, что Несвижский замок — это уникальное место нашей страны, это средоточие исторической памяти, — говорит генеральный директор Большого театра Вячеслав Гарбузов. — Я считаю, верх профессионального искусства — это оперное искусство, а верх архитектурного искусства в Беларуси — это Несвижский замок. И когда такие могучие силы объединяются, это повышает статус того или иного мероприятия.
— Место действительно удивительное, сакральное, — говорит художественный руководитель Большого театра Беларуси, народный артист СССР Валентин Елизарьев. — Я думаю, что Гетманский зал видел не только балы. Здесь рождалось профессиональное искусство Беларуси. Здесь работали лучшие европейские педагоги по балету и по вокалу. Здесь работали дирижеры и симфонические оркестры. Здесь ставились оперы и балеты. В зимнее время вот в таких помещениях, а летом с той стороны дворца есть балкон с перспективой летнего театра.
Может быть, именно из-за сакральности этого места Большой театр возвращается сюда из года в год. Да, есть огромное стремление идти навстречу публике, в регионы, и театр это делает. Концертная география обширна. Это и Гомель, и Могилев, и новые для театра площадки – Дзержинск, Лида, Мозырь.
И все же Несвиж на этой карте занимает место совершенно особенное.
— Какими бы кругами мы ни ходили по Беларуси, — а мы пробовали: и в Мирском замке, и в других местах, — но все равно взаимное тяготение большого искусства оперы и балета притягивало нас в город Несвиж, в Несвижский дворец, — признается Елизарьев.
И это тяготение можно выразить простой математической формулой.
— С учетом концертов и спектаклей этого года, за все время нашего фестиваля было показано 65 различных программ, — поведала журналистам Татьяна Александрова. — Я думаю, это хорошая цифра, и будет она год от года расти.
И самое главное, — несмотря на все перипетии нашего непростого времени, в Несвиже вновь аншлаг.
— Поэтому я поздравляю всех с началом, с возвращением Большого театра в самый большой замок нашей страны, — говорит Вячеслав Гарбузов. — Я уверен, что эта традиция должна продолжаться и в будущем. Возможно, какие-то форматы мы будем менять. Но традиция эта должно быть, существовать, и два главных учреждения музейного и оперного, балетного, театрального искусства должны сотрудничать. Уверен, что это сотрудничество благоприятно скажется на развитии всей культуры нашей страны.