Могилевский областной противотуберкулезный диспансер одним из первых в регионе начал принимать пациентов с диагнозом коронавирус. Врачи выходят из красной зоны через шлюз уставшие и со специфической «морщинкой» на лице — от респираторной маски. Женщины-медики говорят, что эта вмятина на коже сходит только к утру. Ведь чтобы реально защищаться от инфекции, маску нужно плотно прижать к лицу и в такой экипировке (плюс противочумный костюм) проходить восемь часов.
Заведующая 1-м пульмонологическим отделением Елена Ткачева видит легкие пациента «насквозь».
Тяжело всем — и врачам, и санитарочкам, признается заведующая 1-м пульмонологическим отделением Елена Ткачева:
— Ведь пациенты с коронавирусом из палат не выходят, им нужно принести сюда и таблетки, и обеды, провести все процедуры. Летом еще тяжелее из-за жары.
— Мы перепрофилировали три пульмонологических отделения: это 180 коек плюс девять реанимационных. И вот уже целый год работаем в таком режиме, принимаем пациентов со всей области. От коронавируса никто не застрахован, я и сам переболел, лечился дома. Готовы к третьей волне. В прошлом году мы были обеспечены концентраторами кислорода в достаточном количестве, появились новые аппараты ИВЛ. В этом году в планах — кислородная бочка, которая централизованно будет подавать кислород в пульмонологический корпус. Мы сейчас вооружены и опытом: появились методические рекомендации, протоколы, наши врачи отточили алгоритмы действий при разных сценариях развития заболевания.
Как и туберкулез, новая коронавирусная инфекция поражает легкие, и ее симптомы — кашель и повышенная температура — могут напоминать туберкулез. По данным ВОЗ, люди, у которых туберкулез протекает без симптомов и риска заразить других, составляют треть населения мира. Однако после перенесенной коронавирусной инфекции заболевание может перейти в активную форму.
— У многих пациентов, переболевших COVID-19, в легких формируются выраженные остаточные изменения в виде фиброза, — поясняет Виктор Воробьев. — Можно предположить, что эта категория пациентов имеет повышенный риск развития туберкулеза в последующем. Поэтому пациентам с COVID-19 будут проводить тестирование на латентную туберкулезную инфекцию во время нахождения в стационаре. К слову, показатель заболеваемости туберкулезом у нас в 2020-м по сравнению с предыдущим годом снизился почти на 30 %. Произошло это в том числе благодаря новым эффективным препаратам. Молекулярно-генетические методы исследований позволяют выявить лекарственную устойчивость и скорректировать лечение больного. Есть группы риска, но никто не застрахован. Поэтому людям в возрасте до 40 лет раз в три года нужно проходить рентген легких, затем раз в два года, а тем, кто входит в группу риска, чаще. В апреле начинается массовая вакцинация от коронавируса: советуем не пропустить — так быстрее сформируется коллективный иммунитет.
По наблюдениям врача-пульмонолога Елены Ткачевой, вторая волна отличалась более тяжелым течением заболевания у больных с COVID-19:
— Были те, кто расслабился, приспустил защитную маску, забыл о хронических заболеваниях. Мы уже по опыту относим к группе риска пациентов с ожирением, сахарным диабетом, артериальной гипертензией. Есть те, кто болел по второму разу: организм недостаточно окреп, а тут еще и вирус мутировал. Зато в трудовых коллективах настолько массово уже не болели, сформировалась иммунная прослойка. Сейчас весна, люди устали от вируса и всех ограничительных мер, хотят отдохнуть. Но не стоит расслабляться, ведь именно весной организм ослаблен, гиповитаминоз. Наслаждайтесь весенним воздухом на даче, природе, а в общественных местах продолжайте соблюдать эпидрежим, заботьтесь о себе и окружающих. Данные приблизительные, но все же: когда все носят маски, это снижает риски заражения на 90 %, если больной надевает маску — на 70 %, здоровый — на 30 %. Эти исследования убедительно доказывают, что маски хорошо защищают от капельных инфекций.
В красной зоне: врач подключает больного к кислородному концентратору.
Не стоит переоценивать возможности своего иммунитета и пренебрегать симптомами, подвергая опасности своих коллег, предупреждает Елена Ткачева:
— Коронавирус очень коварный. Эта инфекция может иметь волнообразное течение. Вроде пациент пошел на поправку, но вдруг резко возобновляется лихорадка, падает насыщение крови кислородом — все зависит от иммунной системы. У одних болезнь протекает в более легкой форме, а у других, как мы говорим, «разгоняется»: пациенты поступают в более стабильном состоянии, а затем наступает гипервоспалительный иммунный ответ. И здесь очень важно, чтобы мы уловили эти моменты и вовремя провели эффективное лечение. Самолечением заниматься не стоит даже при приеме витаминов: их переизбыток не менее вреден, чем дефицит. Тот же витамин D врач может назначить только по результатам анализа на биохимию.
Усталость после утомительного рабочего дня в красной зоне моментально как рукой снимается с лица Елены Ткачевой, когда она рассказывает о «нашей гордости» — пациентах, которых удалось буквально вытянуть с того света:
— У мужчины было поражено около 70 % легких, он был выписан домой с кислородным концентратором и через два месяца смог сам дышать. Дольше всех у нас на госпитализации находилась молодая женщина с врожденным иммунодефицитом — 43 дня, у нее не вырабатывались антитела, просто отсутствует иммунитет, и мы победили! Пандемия изменила всех нас. И медицину. У нас не было раньше такого интерактивного общения: теперь всю информацию мы получаем через интернет посредством вебинаров с коллегами из белорусских и российских клиник, евразийское медицинское сообщество очень активно общается, обменивается опытом, наработками. Я думаю, глобальную пандемию не победить без глобальной солидарности.
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Ковидофобия никому на пользу не идет, считает Елена Ткачева:
— Ученые доказали, что позитивное мышление улучшает прогноз выздоровления при коронавирусе. В противном случае пациент теряет способность взаимодействия с лечащим врачом: не следует рекомендациям по дыхательной гимнастике, пользе прон-позиции. Я сама переболела коронавирусом, находилась дома на самоизоляции. Понимаю, что чувствуют мои пациенты, когда ломит все тело, не падает температура, тяжело дышать, интоксикация, слабость. Понимаю, что люди переживают за свою жизнь, боятся остаться инвалидами. У кого-то развиваются фобии, когда они видят на соседней койке в больничной палате более тяжелого пациента. Кто-то боится, когда его выписывают, а он еще чувствует слабость. Но ведь реабилитационный период никто не отменял: мы даем рекомендации, как восстанавливать организм после перенесенной болезни. Да, мы должны стать настороженнее в непростых эпидемиологических условиях, но сфокусировать свои силы на соблюдении эпидрежима, внимании к близким, а не зацикливаться на своих страхах.
infong@sb.by