В элиту союзных вузов, где готовят кадры «завтрашнего дня», уверенно вошел Белорусско‑Российский университет, действующий в Могилеве. По данным авторитетного агентства QS Quacquarelli Symonds, БРУ занял почетное четвертое место среди белорусских вузов в рейтинге лучших высших учреждений образования развивающихся стран Европы и Средней Азии — 2022. Мейнстрим учебной программы — образование 4.0. Это значит, что здесь готовят высококлассных специалистов для индустрии будущего. Получить необходимый уровень компетенций студентам поможет и открывшаяся недавно лаборатория интеллектуальной робототехники и киберфизических систем. В учебный процесс окунулся корреспондент «СОЮЗа».
Белорусы Анна Близнюк и Роман Зубачев стали первыми студентами, получившими сразу два диплома — МГУ и БГУ.
Сеть с интеллектом
Модель индустрии 4:0 студенты БРУ теперь могут не только увидеть своими глазами, но и стать ее создателями. Новый лабораторный стенд имитирует роботизированную сборочную линию автомобиля: робот‑сборщик, робот‑сварщик, а человек только программирует задачу и контролирует процесс. Этот обучающий стенд — один из элементов уникальной сетевой лаборатории интеллектуальной робототехники и киберфизических систем. Ее открытие стало результатом стратегического партнерства с Санкт‑Петербургским политехническим университетом Петра Великого.Декан электротехнического факультета БРУ Сергей Болотов акцентирует внимание на слове «сетевая» в названии лаборатории:
— Она интегрируется в систему лабораторий Санкт‑Петербургского «политеха». У них есть свои еще более мощные стенды — настоящие мини‑заводы. Смысл в том, что мы можем дистанционно использовать ресурсы наших лабораторий: удаленно управлять их оборудованием, а они — нашим. Благодаря мультиборду и системе видеосвязи мы можем проводить лабораторные занятия и научные исследования в режиме онлайн. Эта лаборатория интеллектуальная. К примеру, если произошла внештатная ситуация, автоматизированная система думает, как эту проблему решить. Речь идет об искусственном интеллекте.
В рамках программ развития славянских университетов два вуза налаживали сотрудничество еще с 2014 года: составили дорожную карту, обозначив точками роста в БРУ электронику и программирование. Преподаватели БРУ проходили в Санкт‑Петербургском политехническом университете стажировки, а студенты участвовали в сетевой программе обучения. И только благодаря полученному опыту стало возможным открытие лаборатории. Ее техническую начинку можно назвать скелетом, который будет обрастать новыми возможностями, поясняет Сергей Болотов:
— Уже в ближайшее время в лаборатории установим компьютеры. Таким образом, пока одни студенты будут обучаться на стенде, другие смогут писать программы. Стенд дооснастим различными датчиками, то есть технические возможности могут расширяться бесконечно.
В арсенале лаборатории не только киберфизические системы, но и интеллектуальная робототехника. Кандидат технических наук, доцент Андрей Кушнер знакомит с роботом Нао:
— Он прибыл в университет англоязычным, студенты «обучили» его русскому языку и распознавать лица. На роботе, оснащенном множеством датчиков, студенты тренируются в написании программного обеспечения на различных языках программирования.
В этой же лаборатории в кружке робототехники занимаются могилевские школьники. Оборудование для таких занятий приобрели в том числе за средства бюджета Союзного государства. И ближайшие республиканские соревнования по образовательной робототехнике впервые примет БРУ.
И директора научим
Модель университета будущего 4.0 подразумевает, что вуз служит своего рода центром ноу‑хау для предприятий. Заведующий кафедрой «Технологии машиностроения» Владимир Шеменков считает, что в индустрии 4.0 вузам отводится роль локомотива:— Машиностроение — одна из самых прогрессивных отраслей с точки зрения автоматизации, где индустрия 4.0 — уже реальность. А БРУ один из вузов, у которых уже есть оборудование и возможность давать студентам изучать Smart Factory — умное производство при максимальном использовании информационных технологий и киберфизических систем.
На данный момент мы разрабатываем интересный проект. Речь идет о создании центра киберфизических систем машиностроения на базе новой лаборатории, где будут обучать компетенциям не только студентов, но еще инженерный состав, директорат заводов. Сейчас как? На заводе покупают сварочного робота, а за ним стоит оператор. В индустрии 4.0 инженерный состав формирует задачу, а в цеху для обработки и выполнения задачи человек не нужен. Для этого мы должны «расшарить», как говорят студенты, инженерный состав предприятий. От того, прорывная технология либо нет, сегодня зависит конкурентоспособность завода.
Студенты машиностроительного факультета БРУ Кирилл Серченко и Илья Бородин занимаются фрезеровкой с помощью роботизированного комплекса.
Крупным совместным белорусско‑российским проектом в БРУ по созданию базы для развития научно‑технического потенциала студентов стало открытие в 2019 году нового учебно‑лабораторного корпуса. Благодаря реализации проекта Союзного государства в БРУ появились три современные учебно‑экспериментальные лаборатории.
Оборудованию могут позавидовать самые высокотехнологичные предприятия. Это и профессиональный порошковый ЗD‑принтер по металлу, работающий по SLM‑технологии, и робототехнический комплекс для обучения студентов и научных исследований в области интеллектуальных систем управления процессами сварки и плазменной обработки.
Мехатроник — это круто
«Пятым элементом» в индустрии 4.0 в БРУ называют человеческий потенциал. Первый выпуск мехатроников в БРУ состоялся в прошлом году. Среди первокурсников‑новобранцев Данила Солганов. Он приехал из Брянской области. К слову, в университете обучаются 70 человек из России. Данила считает, что с такой перспективной специальностью он будет востребован на любом предприятии в любой точке мира:— Мехатроник — это инженер‑конструктор, кибернетик, электроник, робототехник, IT‑специалист, системный программист в одном лице. Роботы и вся техническая начинка вуза впечатляют.
Преподаватель — выпускник вуза Егор Демиденко. Ведущий инженер, окончил аспирантуру и преподает комплекс дисциплин, связанных с мехатроникой и робототехникой. Считает, что показателем квалификации такого специалиста является его способность создавать новое:
— Наши ребята на белорусском этапе WorldSkills взяли «бронзу», вошли в расширенный состав национальной сборной и готовятся ехать на чемпионат в Шанхай. Выпускники БРУ могут и за станок стать, и проектировать промышленных роботов, в том числе мобильных, осваивают в связке металлообработку и автоматизацию. Сегодня работодателю не нужна «корочка» о высшем образовании, ему нужен специалист, владеющий самыми прорывными технологиями. В прошлом году востребованность наших выпускников была 1:5. Значит, подготовка на уровне.
Елена КУКШИНСКАЯ
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В российских вузах началась подготовка к вступительной кампании, которая стартует 20 июня. Дни открытых дверей для поступающих в очном и онлайн‑форматах вовсю уже проводят ведущие университеты России. В этом году, по данным Минобрнауки России, на бюджет смогут поступить более 588 тысяч молодых людей. Увеличение бюджетных мест произошло по инженерным специальностям, по специальностям в области ИТ‑технологий, здравоохранения и педагогических наук.Белорусские абитуриенты, как и в прошлом году, смогут поступать в российские вузы по результатам централизованного тестирования. Данное право теперь официально закреплено в новой редакции Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2021 № 753). Согласно документу результаты ЦТ приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания, если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы ЦТ было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов ЦТ в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.
В этом году также существенно увеличено и количество квот для белорусских граждан. На 2022/23 год выделено 1100 мест. Это серьезная прибавка по сравнению с текущим учебным годом — 736 мест. В настоящее время, по данным Минобрнауки России, в российских вузах и их зарубежных филиалах по квотам обучаются 1,2 тысячи белорусов. Как правило, белорусские студенты, которые учатся в российских вузах в пределах квоты, выбирают такие направления подготовки, как менеджмент, экономика, юриспруденция, физическая культура и строительство. Большинство белорусских ребят получают образование в Московском физико‑техническом институте (национальный исследовательский университет, МФТИ), Санкт‑Петербургском политехническом университете Петра Великого, Российском университете дружбы народов (РУДН), Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».
В этом году также существенно увеличено и количество квот для белорусских граждан. На 2022/23 год выделено 1100 мест. Это серьезная прибавка по сравнению с текущим учебным годом
Как отмечают в МФТИ, абитуриенты из Беларуси составляют значительную часть поступающих в вуз иностранных студентов. Это связано с высоким уровнем подготовки школьников по естественно‑научным дисциплинам и математике и отсутствием языкового барьера. Среди 280 белорусских студентов есть те, кто показал блестящие результаты на Международной физической олимпиаде и Международной олимпиаде по математике. Студенты чаще поступают на программы «Общая и прикладная физика» и «Прикладная математика и физика».
По данным РУДН, в вузе обучаются 114 белорусских студентов. В топе у белорусских ребят — «Лечебное дело», «Реклама и связи с общественностью», «Юриспруденция», «Стоматология» и «Международные отношения».
В МГТУ им. Н. Э. Баумана отмечают, что число поступивших белорусских студентов ежегодно растет. В настоящее время обучаются более 40 граждан Беларуси. В университете уверены, что на динамике увеличения поступающих положительно сказалось признание результатов ЦТ в качестве вступительных испытаний. Белорусские ребята обучаются на каждом факультете университета, при этом особый интерес у них вызывают факультеты «Информатика и системы управления» и «Робототехника и комплексная автоматизация».
Подготовила Юлия Васильева,
julia@rg.ru