Работа Гомельского вагоностроительного завода ориентирована на рынок постсоветского пространства, что обусловлено исторически. Со времен царской России, а позднее и в СССР ширина железнодорожной колеи была единого размера, что, в свою очередь, определяло стандарты для колесных пар, конструкцию и габариты вагонов. Большинство заказов поступает из РФ. Среди клиентов не только Российские железные дороги, но и другие крупные компании, включая Почту России, «Росатом», «Роскосмос». Активно ремонтирует подвижной состав Казахстан, а в Азербайджан, Армению, Грузию, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан поставляются запчасти. Благодаря этому показатели экспорта из года в год растут. За последние восемь лет он увеличился более чем втрое, достигнув 14 миллионов долларов.
Капремонт продлевает сроки эксплуатации подвижного состава.
Гостиницы на колесах
Сегодня больше половины в структуре производства занимает ремонт вагонов. Примерно треть приходится на восстановление колесных пар. Остальное — выпуск запчастей, которые также пользуются стабильным спросом.В среднем за месяц при разных видах выполняемых работ на предприятии ремонтируется около 35 вагонов. Горячим сезоном считается весенне-летний период. В 2023-м с марта по август все субботы были рабочими, а некоторые участки переходили на двухсменный режим.
На предприятии работают почти 1300 человек.
Современные материалы, мебель и техоснастка позволяют превращать купе практически в гостиничные номера. А главное — капремонты продлевают нормативный срок эксплуатации до 42 лет. Нередко такой подход рациональнее (и уж точно дешевле), чем покупка нового вагона.
Сквозь снег
Также на ВСЗ модернизируется специальный подвижной состав, предназначенный для обслуживания самой железной дороги. Например, передвижные лаборатории, путеизмерительные комплексы, вагоны-дефектоскопы и другие. Сравнительно недавно этот перечень пополнили снегоуборочные поезда.
В этом году на ВСЗ отремонтировано пять снегоуборочных поездов.
Каждый из таких состоит из нескольких секций, включая вагон-накопитель, где собирается убираемый с путей снег. После чего он разбрасывается по сторонам от колеи на тех участках, где это позволяет окружающая местность.
Капремонт таких машин намного выгоднее, чем закупка новых. В процессе работ обновляются основные узлы, наиболее подверженные коррозии элементы, интерьер кабины. В прошлом году был восстановлен первый снегоуборочный комплекс. А в этом уже пять, что составляет почти половину парка таких машин в стране. Завод готов полностью удовлетворить не только потребности БЖД, но и принимать заказы из-за рубежа. Материально-техническая база предприятия и квалификация персонала это позволяют.
Вехи богатой истории предприятия хранятся в заводском музее.
Сами с руками
Предмет заслуженной гордости Гомельского ВСЗ — собственные, в том числе уникальные, разработки.
— Этой теме у нас уделяется значительное внимание, — отмечает начальник отдела маркетинга Юрий Макаров. — Практически каждый год стараемся расширять номенклатуру: осваиваем новые виды ремонта, производство новой техники и запчастей. За последние десять лет сделано немало.
Раньше на маршруте их сопровождали и обслуживали два человека, что означало дополнительные затраты. Энергоконтейнер, разработанный на ВСЗ, функционирует автономно, без участия людей. А управляется через приложение с мобильного телефона. При этом сам пользователь может находиться за сотни километров.
Энергоконтейнер — уникальная разработка и предмет гордости ВСЗ.
В зависимости от грузов и поддерживаемой температуры энергоконтейнер может обслуживать до 16 вагонов-холодильников в течение 20 дней. И потому используется на длинных маршрутах. Например, из Санкт-Петербурга в Новосибирск, Хабаровск, Владивосток.
Первый энергоконтейнер был выпущен предприятием по заказу одного из крупнейших операторов контейнерных перевозок в 2018-м. К настоящему времени их реализовано около трех десятков.
В помощь Байконуру
В процессе эксплуатации железнодорожные локомотивы заправляют не только топливом, но также маслом и сухим песком (последний во время движения подается на колеса для того, чтобы не было проскальзывания). Обычно заправка осуществляется на стационарных станциях.
В среднем за месяц здесь восстанавливают 35 вагонов.
Однако при больших расстояниях доступ к ним затруднен. Есть и другие неудобства. Например, станции нужно строить и оборудовать даже тогда, когда очевидно, что они будут эксплуатироваться ограниченный период. Скажем, при разработке карьера с полезными ископаемыми. Это существенные расходы.
Специалисты ВСЗ предложили решение, с нуля разработав мобильно-экипировочный комплекс, который будет сам приезжать к локомотивам. Что позволит повысить надежность и сократить издержки. О востребованности и перспективах комплекса говорит то, что первый из них был приобретен заказчиком для обслуживания космодрома Байконур. Еще один эксплуатируется на крупном металлургическом предприятии.
Есть все основания полагать, что рыночный спрос на заправочные комплексы будет расти.
Среди заказчиков Гомельского ВСЗ — крупнейшие компании России.
Сегодня на ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» работают почти 1300 человек. Среди них, к слову, члены 16 трудовых династий. Средняя зарплата превышает 2 тысячи рублей. Доведенные прогнозом показатели экономического развития выполняются полностью. Портфель заказов на следующий год уже сформирован.
Интерьер вагонов преображается до неузнаваемости.
prolesk@sb.by