Уже на следующей неделе российское предприятие «Метровагонмаш» (входит в «Трансмашхолдинг» —ТМХ) завершит сборку первого состава новых вагонов метро «Минск-2024» для нужд Минского метрополитена. После его испытают на заводских путях, и далее он отправится в нашу столицу на обкатку. Накануне производитель пригласил журналистов и показал, как же выглядят те самые вагоны, которые скоро будут возить пассажиров Зеленолужской линии минской подземки.
Дружеское плечо
До 2020 года в планах минской подземки по обновлению состава в качестве стратегического партнера рассматривался известный швейцарский производитель, который в Беларуси даже построил соответствующий завод. Но, видимо, здравый смысл и бизнес оказались для них вторичными, а боязнь порицания со стороны западных стран стала ключевым моментом, и в итоге отношения с нашей страной были поставлены на паузу. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. От обновления подвижного состава Минский метрополитен отказываться не собирался. Да и на подходе открытие третьей ветки. Было решено прибегнуть к услугам давнего и проверенного партнера, с которым идет тесное взаимодействие с момента открытия метро. А это без малого 40 лет. Речь о «Метровагонмаше» — одном из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Оно же крупнейший производитель вагонов метро. Завод выпустил более 10 тысяч вагонов метро для 11 стран мира, в том числе и для Беларуси. Сейчас в Минском метро эксплуатируется около 200 вагонов, изготовленных в Мытищах.
В марте 2023-го белорусская делегация с рабочим визитом посетила предприятие. Представители Минского горисполкома и столичного метрополитена побывали на производстве, обсудили условия создания поездов и подписали контракт на поставку 28 новых современных вагонов метро для белорусской подземки. Из них планируется сформировать семь четырехвагонных электропоездов, которые будут перевозить пассажиров после ввода в эксплуатацию второго участка Зеленолужской линии.
Учли все пожелания
С момента подписания контракта до начала производства прошло меньше года. Причем большую часть времени изготовитель потратил на инженерные работы. Заказ индивидуальный. Пожеланий много. Важна каждая мелочь. За основу взяли базовую модель 765-й серии, которая пользуется спросом у потребителей «Метровагонмаша». Эта же модель со спецификой заказчиков применяется в Баку и Ташкенте.
— Это современный поезд, основанный на одной из наших ключевых моделей 765-й серии, — рассказывает генеральный директор «Метровагонмаша» Андрей Степнов. — Версия для Минска сохранила все актуальные для серии преимущества — сквозные проходы, широкие дверные проемы, климатические установки с обеззараживанием воздуха, удобную планировку салона и другое. Салон сделан полностью под заказ Минского метрополитена.
Хоть за основу и взята популярная серия поезда, производителю пришлось ее дорабатывать для минских реалий. Одна из особенностей — длина состава. Ее пришлось укорачивать на 7 сантиметров с каждой стороны из-за протяженности платформы новых линий подземки.
Все новые вагоны для Минского метрополитена — моторные. В поездах пассажиры смогут беспрепятственно пройти из одного конца состава в другой. У дверей предусмотрена наружная световая сигнализация открытого и закрытого состояния. Головные вагоны оборудовали местами для маломобильных пассажиров. В пассажирском салоне эргономичные диваны, современные системы информирования, обеспечения микроклимата и видеонаблюдения.
Подвижной состав обеспечили надежной шумо- и теплоизоляцией, современным асинхронным тяговым приводом. В интерьере использован уникальный дизайн. Одна из фишек — наличие USB-портов для зарядки мобильных. Про машинистов разработчик тоже не забыл. Впервые вход в кабину доступен с использованием индивидуальной карты, а на пульте управления стало значительно меньше разных кнопок — появились широкоформатные сенсорные мониторы. Также там установлено удобное кресло с возможностью регулировки сиденья и подлокотников по высоте положения спинки. Сиденье — с подогревом, как и лобовое стекло и подножка.
Экстерьер также уникальный. Ливрея нового поезда выполнена в сине-белых тонах. Такая расцветка привычна для минчан.
— Поезда проектировались для эксплуатации на Зеленолужской линии, где применяются платформенные двери. Для поддержки синхронизации с ними вагоны соответствующим образом доработаны — конструкционно и с точки зрения систем управления. Вагоны дооснащены системой автоведения и синхронизации с платформенными дверями, — добавил руководитель «Метровагонмаша».
Безопасность — еще одно из важных требований. Поэтому в салоне будет не менее четырех цифровых видеокамер системы видеонаблюдения. Наличие слепых зон не допускается. Эта система должна обеспечивать видеофиксацию салонов поезда, рабочего места машиниста, обстановку на путях впереди по ходу движения поезда и переговоров машиниста по связи «Пассажир — машинист».
Управлять такими поездами одно удовольствие. Это могу заявить из личного опыта. Нам продемонстрировали работу тренажера кабины машиниста и дали возможность на несколько минут «порулить» виртуальным вагоном. Не исключено, что такой симулятор появится и в Минске. Российская компания планирует уделить обучению белорусских машинистов особое внимание. Ведь новые вагоны в эксплуатации гораздо сложнее действующих. К слову, современные технологии разработчики вагонов активно используют. В «Метровагонмаше» даже создано специальное VR-подразделение. Заказчик, надев шлем виртуальной реальности, может совершить экскурсию по новым вагонам метро и посидеть в кабине машиниста.
— Новые вагоны получились энергоэффективными, — отмечает директор обособленного подразделения «ТМХ Инжиниринг» в Мытищах Алексей Жмак. — В них высокая динамика. Есть возможность использования рекуперативного торможения. Также действует система автоведения, которая позволяет совместно с инфраструктурой Минского метрополитена эксплуатировать подвижной состав. В конструкциях тележек применена технология пневмоподвесок, что дает плавность хода. Также полностью переработан пульт машиниста.
Ставка на свое
Не секрет, что в условиях санкционного давления многие производители столкнулись с трудностями закупки импортных узлов и агрегатов. Не исключение и сфера вагоностроения. Но ставка, сделанная лидерами Беларуси и России на углубленную кооперацию, сработала и здесь. В сотрудничестве с белорусскими партнерами «Метровагонмаш» практически полностью закрыл нужды в комплектующих для производства поездов. И новые вагоны для минской подземки — полностью импортонезависимые. Яркий пример взаимовыгодного и плодотворного взаимодействия.
— Минский состав — импортозамещенный, — говорит Алексей Жмак. — В частности, система безопасности в новых вагонах — белорусская. Также гасители колебаний, водомасляные и воздушные теплообменники, световые линии и многое другое отечественного производства. Таким взаимодействием мы довольны.
Ответ положительный
Во время посещения «Метровагонмаша» поинтересовались у его руководителя Андрея Степнова, готово ли российское предприятие полностью закрыть потребности белорусского рынка. И вот что он ответил:
— Мы полностью готовы закрыть нужды Минского метрополитена. Наши мощности позволяют произвести около 800 вагонов в год. Если минские коллеги захотят закупить большее количество, то мы готовы выполнить эту задачу и заместить тех же швейцарских производителей. Тем более белорусский рынок для нас неновый. На сегодняшний день примерно 200 вагонов нашего производства перевозят пассажиров в Минском метрополитене. Мы сотрудничаем в том числе в рамках Стратегии технологического развития Союзного государства до 2035 года, которая направлена на укрепление технологической независимости Беларуси и России.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
♦ Более 10 тысяч деталей используется при изготовлении одного нового вагона метро для минской подземки.
♦ От согласования дизайн-проекта до выпуска с конвейера нового состава понадобился год.
Москва — Минск