История женщины, которая сильнее кувалды: Оксана Кирилюк развеяла мифы о «неженской» профессии кузнеца

В танце вокруг металла

«Железная» леди Оксана Кирилюк сменила офис на огненную мастерскую

Если составлять досье молодечненки Оксаны КИРИЛЮК, то там, скорее всего, быстро закончились бы страницы. Героиня нашего интервью отучилась на экономиста-международника, получила права на управление судном и профобразование сварщика, основала первую школу бального танца в Молодечно и после восьми лет успешной работы передала ее городскому Дворцу культуры. Но все это, говорит она, вело ее к одному делу, которому предана уже 18 лет. Оксану тянуло на кузню…

Оксана Кирилюк.

Все начиналось с… беременной кобылы

Молодечно гудит где-то в стороне, а небольшая частная кузница Оксаны Кирилюк будто парит в другом измерении, она сама по себе. Найти ее было непросто, поскольку мастерская не имеет точного адреса, хотя заказчики протоптали эту тропинку уже давно...

Когда наконец мы отыскали здание, нас встретила ухоженная стройная женщина. Сомнения в том, что именно эта хрупкая дама и есть тот самый кузнец, Оксана развеяла сразу:

— Проходите, сейчас вместе с вами попробуем сделать что-нибудь маленькое и несложное.

Оксана подводит нас к столу, на котором лежат молотки и другие инструменты. Разглядываю кузницу: наковальня, горн и множество заготовок у стен вперемешку с готовыми большими деталями для каких-то крупных изделий. Принимаясь вместе за дело, узнаем, почему Оксана трудится не в уютном офисе, а в помещении с кучей металла и тяжелыми инструментами. Оказывается, в профессию кузнец пришла случайно. Причем путь начался с покупки… лошадей.


— Узнала, что на мясокомбинат собираются сдать молодых лошадей. Сам факт тронул до глубины души. А учитывая, что некоторые из них были беременными, мимо этого невозможно было пройти. Не имея возможности приютить всех сразу, забрала одну лошадь, самую маленькую и худенькую. Кобылка была на последних месяцах. Своего помещения для нее не было: покупка была, мягко говоря, спонтанная. С этого момента началась долгая тринадцатилетняя череда аренд помещений, — вспоминает Оксана.

Поскольку аренда случалась раз в год (а иногда и два) и масштабные ремонтные работы плавно перетекали с одного объекта на другой, женщине потребовалось освоить навыки газоэлектросварщика. Во время учебы на практических занятиях попала в железнодорожное депо, где была кузница. И вот тут жизнь Оксаны круто повернулась на 180 градусов.

— То, что это мое, почувствовала сразу. На следующий день где-то отрыла учебник для кузнеца ручной ковки, издания, по-моему, 1968 года. Изучала теорию. На тот момент в продаже было мало профессиональной литературы, но удалось добыть еще несколько книг с советами. Победа любит подготовку, поэтому нельзя пренебрегать теорией в пользу одной лишь практики, — рассказала Оксана. —
В профессии я уже 18 лет, а восторг от работы как в первые дни. Каждый раз, когда захожу в мастерскую, меня накрывает волной светлых эмоций. Создается ощущение полета.
Его дает свобода действий в воплощении любой фантазии. Этим хочется делиться, и я искренне желаю каждому испытывать такие чувства на рабочем месте!


Искреннюю любовь к своему делу наблюдаем воочию. Прямо перед нами кузнец начинает с разогревания куска металла, затем отбивает его молотком. Но работать им надо очень быстро: такое движение не дает остыть металлу. Далее Оксана взяла специальные клещи, согнула заготовку по определенному контуру — получилась фактурная сердцевина будущего цветка.

Не отвлекаясь от работы, кузнец продолжает свой рассказ, вспоминая, что в юности определенной тяги к железу у нее не было:

В детстве меня тянуло к растениям, естественным наукам, исследованиям и кораблям. Помню, отец делал на работе охотничьи ножи. Меня в них привлекали только художественная красота и историческая составляющая, нежели практическая. Было интересно изучать историю оружейного дела с точки зрения развития качества материала, а именно железа, как из мягкого кричного оно эволюционировало в дендритные стали.

Также Оксана любила рисовать и занималась в художественной школе. По ее словам, кузнечное дело — это та же самая графика, только в металле. На образ и эмоцию работает линия, а не цвет. Линия всегда конкретна, понятна и недвусмысленна, в то время как цвет дает пространство вариантов. Возможно, поэтому графика кузнецу ближе — ясность мысли, действия и результата.

Повзрослев, Оксана попробовала себя в сфере международных отношений, но быстро поняла: это не про нее. Искала профессию, в которой смогла бы, что называется, вдохнуть полной грудью, и нашла.

— Моя работа — это творческий процесс, порождаемый вдохновением. Я не могу разделить свой день: жизнь отдельно, работа отдельно. Это слитный процесс, в котором все действия перетекают из одного в другое и все они связаны единой составляющей, — отмечает Оксана.

Куй, пока горячо

Через какое-то время я вдруг почувствовала, что дышать из-за запаха гари стало труднее. Немного подташнивало.

— А вот и сложности в работе кузнеца. Их достаточно. Например, вредная среда, в которой приходится находиться. Думаю, не открою тайну, сказав, что большинство кузнецов не пользуются средствами защиты в полном объеме. Это просто неудобно и непрактично в силу специфики производственного процесса именно в художественной ковке. Последствия этого ощущают и кожа, и легкие, и глаза. Но на фоне удовольствия и радости, получаемых от творчества и самореализации, эти побочные эффекты кажутся несущественными, — поделилась хозяйка.

Оксана чиркает спичкой — и в горне вспыхивает пламя. Слышим шум поддува и вдыхаем запах дыма, а кузнец тем временем подбрасывает угли. Наблюдая за работой Оксаны, понимаю, что это наверняка и травмоопасно. Но игнорировать безопасность она не собирается, потому что видела последствия травм у коллег.

— Требуется постоянная концентрация внимания, и очень важно, чтобы не было напряжения. Это приходит с пониманием и опытом. Первый год, пока учишься чувствовать материалы и инструмент, быстро устаешь именно от излишнего напряжения, поскольку все пропускаешь через сознание, сосредотачиваясь на действиях, — рассказала Оксана. — Физическая подготовка тоже нужна. Мне в этом плане повезло: долгое время занималась бальными танцами, фехтованием, уходом за лошадьми, сопряженными с ежедневными физическими нагрузками, а также бесконечные переезды и стройки — все это в совокупности подарило хорошую физическую форму и крепкую руку.

Хозяйка берет клещи, зажимает ими кусок железа — и вот уже языки пламени танцуют вокруг металла, раскаляя его докрасна. Пока это лишь заготовка, над ней еще долго придется трудиться вручную. Оказывается, ковка — невероятно увлекательное занятие.

Вплести в общую историю

— А сколько уходит времени на создание одного изделия? — интересуюсь.

Я делаю все что угодно: любую картинку из интернета или индивидуальный эскиз. По времени же — по-разному. Что-то можно сделать за день, что-то — за два месяца, — отвечает Оксана. — Заказ начинается с разработки эскиза. Вещи ведь не могут существовать сами по себе. Они всегда должны быть во что-то вписаны. Как нельзя оторвать сад от окружающего ландшафта, точно так же невозможно отделить изделие от интерьера дома или от архитектурного стиля. И здесь речь идет не только о стиле, но еще и о пропорциях, о характерных линиях и о цвете. Если заказчик хочет конкретное изделие с картинки, то я в случае несовпадения стилей и пропорций гармонизирую эти моменты в привязке к месту нахождения вещи.

А дальше уже идет волшебство, которое происходит прямо сейчас. Каждый раз кузнецу приходится что-то изобретать, придумывать конструкции и приспособления.

— Это всегда увлекательно, поэтому не люблю однотипные заказы и не повторяю свои изделия. Конвейерное производство — это точно не мое, — отмечает хозяйка.

Не женское это дело?

В завершение беседы было интересно узнать, как окружающие относятся к такой необычной профессии. Кстати, у слова «кузнец» даже вариантов женского рода нет, только мужской.

На начальном этапе хозяйке, конечно, доводилось слышать о том, что это не женское занятие. Возможно, такое суждение существует потому, что есть стереотип: кузнечное дело сопряжено с физической силой, которую женщина может не потянуть.

Понятное дело, физически девушка не равна мужчине. Раньше это действительно было исключительно мужское дело, поскольку, чтобы стучать с утра до вечера девятикилограммовой кувалдой, нужны немалые силы. Однако сейчас современное оборудование убрало необходимость иметь форму тяжелоатлета, — рассказала Оксана. — Нет никакой сложности легонько нажать пяткой на педаль пневматического молота, который за пару минут сделает тебе то, что нужно. Это отнюдь не означает, что девушкам место в шахте или на тяжелых производствах. Женское здоровье — важная составляющая здоровья нации. Но и делить на мужское и женское в современном мире тоже уже неактуально. Есть то, что ты можешь и хорошо умеешь, и есть то, чего ты не можешь и не умеешь. Вот это было бы правильным делением.

Рисунок растениями

Кстати, у Оксаны есть вторая страсть, на равных существующая с любовью к кузнечному делу. Речь идет о детском увлечении — ботанике, которое во взрослой жизни переросло в ландшафтный дизайн. Оба процесса доставляют нашей героине невероятное удовольствие. В первом ты рисуешь и рассказываешь истории цветом и растениями, а во втором — огнем и железом.

Так любовь к растениям и художественное начало неизбежно слились. Возникло еще одно поле для вдохновенного творчества. По словам кузнеца, сад не бывает простой декорацией пространства. Сад — это всегда про людей, живущих в нем, про мир их эмоций и образов. Это всегда рассказанная история.

— Хороший сад — источник постоянного вдохновения и место силы. Этим хочется делиться. Услуги ландшафтного дизайнера — недешевое удовольствие, а хотелось бы, чтобы оно было доступно всем желающим. В этом плане вношу свою посильную лепту, организовав бесплатное полугодичное обучение для тех, кто разводит сад. Проект называется «Ландшафтный дизайн без границ». Первые участники имеют вполне достойные результаты, — поделилась Оксана. — Хотелось бы распространить это и на район. Наши деревни, особенно в туристических направлениях, все-таки нуждаются в облагораживании внешнего вида дворов.

Спрятанное послание

Интересно, что у кузнеца также есть собственная фишка. Оксане нравится оставлять в своих изделиях и в проектируемых садах небольшие напоминания о событиях, которые происходят в этот момент в мире, на земном шаре и вне его. Например, у одного клиента навсегда остался на изделии горящий Нотр-Дам, а у другого — записка о падении кометы, которую она несколько недель наблюдала из своей мастерской...

kvachenok@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter