Фильмейкер Юрий Елхов всегда шел своим кинематографическим путем

В свободном полете

Накануне 60-летия Белорусского союза кинематографистов так и тянет сесть у камелька и повспоминать славные вехи, которые прошел наш кинематограф. Несомненно, лучше всего это делать в компании тех, кто имеет к нему самое непосредственное отношение. Сегодня мой собеседник — известный режиссер, оператор, сценарист и продюсер, член союза Юрий Елхов.
Фото из личного архива

Вопреки обстоятельствам

Сейчас Юрий Александрович — свободный художник. Снимает кино вместе с коллегой и единомышленником Дмитрием Зайцевым (оператором легендарных «Людей на болоте» Виктора Турова). Классики сняли документалку о выдающемся белорусском художнике Николае Исаенке, детектив «Неприкосновенность», драму «Дамоклов меч» с двумя руководителями столичных театров в главных ролях — Верой Поляковой-Макей (директор ТЮЗа) и Игорем Фильченковым (главный режиссер Драматического театра белорусской армии).

— Все, что мы снимаем сегодня с Дмитрием Зайцевым, создаем как будто вопреки обстоятельствам, — вздыхает Елхов. — Кино снимаем практически без бюджета. Своими силами. Наши картины получают хорошие зрительские отклики, призы на фестивалях. «Дамоклов меч» — лирическая драма о взаимоотношениях человека и судьбы, о том, что никогда нельзя опускать руки. Довольны документальным фильмом «Обитель для художника» о Николае Исаенке — хорошая, душевная и трогательная лента, в которой представлено много его работ. Его картины находятся в различных галереях мира, включая Третьяковку и наш Национальный художественный музей. Их можно купить сегодня на многих европейских аукционах. Коллекционеры буквально гоняются за полотнами Исаенка. Но у меня создалось впечатление, что за рубежом Николая Иосифовича знают и ценят больше, чем в Беларуси, и считают его импрессионистом. Наш фильм «Неприкосновенность» на Международном кинотелефестивале DetectiveFEST в Москве получил Гран-при в номинации «Короткий метр». А в общей сложности за призы в разных номинациях спорили около 600 картин из 80 стран.

Не детское время?

— Юрий Александрович, как вы объясняете катастрофу с детским кино?

— Проблемы не только с детским кино, а вообще с белорусским. И уже много лет…

— А шедевры Леонида Нечаева смотрит уже новое поколение детей и находит в них нечто свое.

— В первую очередь там заслуга актерского состава. Первоначально у нас были совершенно другие актеры, и когда мы показали пробы в Москве, нам сказали, что это конотопский ТЮЗ. Удивительно, что такие мастера, как Владимир Этуш, Юрий Катин-Ярцев, Николай Гринько, Ролан Быков, Рина Зеленая, Владимир Басов согласились сниматься в нашей картине. Она же была телевизионной, а телевизионное кино считалось второсортным. Да еще и съемки на каком-то «Беларусьфильме»… В следующую картину Нечаева перекочевал почти весь этот актерский состав.

С Валерием Рубинчиком Юрий Елхов снял две картины

Архитектор изображения

— В вашей фильмографии есть и две картины, снятые с Валерием Рубинчиком, — «Культпоход в театр» и «Отступник». Они и сегодня смотрятся довольно изысканно.

— Пусть на меня не обижаются другие наши режиссеры, на мой взгляд, Валерий Рубинчик был у нас единственным режиссером авторского кино. С киностудии его в свое время просто выжили «друзья» и «коллеги». Ни в какую Москву он уезжать не хотел… Меня он пригласил после того, как посмотрел наш с Борисом Луценко фильм «Раскиданное гнездо». Картина тоже получилась очень эстетской по изображению, Валерию это было близко. Помню, ее возили по всем операторским семинарам, показывали, как нужно снимать кино. Хотя Луценко убрали с картины и доделывали ее совсем другие люди. Если бы Борису Ивановичу дали ее доснять, результат был бы другим. В «Раскиданном гнезде» вырезали лучшие куски, все сцены сновидений!

Рубинчик всегда говорил, что зрителю надо дать возможность поработать во время просмотра, стать соучастником кинопроцесса. Нашим съемкам всегда предшествовали долгие разговоры. Рубинчик предельно четко, до мелочей обсуждал все детали с оператором и художником своих картин. А на следующий день приходил на съемочную площадку, грызя ногти, и вдруг все делал по-другому! Потому что ночью к нему пришло какое-то другое решение. Это было поразительно. Рубинчик был настоящим архитектором изображения в кино. Он всегда работал только с теми операторами, которых выбирал сам, хотя в те времена оператора режиссеру назначал худсовет. Виктор Туров тоже мог заявить: «Я буду работать только с Зайцевым!»

Рубинчик работал с лучшими операторами — Юрием Марухиным, Марком Брауде, Татьяной Логиновой. Большая потеря, что он уехал. Слава богу, его поддержал режиссер Сергей Соловьев, сразу пригласил вести совместную мастерскую во ВГИКе. Это Валеру как-то успокоило, хотя он переживал настоящую внутреннюю трагедию.

— Михаил Пташук работал не так?

— У Пташука многое делали актеры. Он, например, уговорил сняться выдающуюся актрису Нину Русланову в экранизации «Знака беды» Василя Быкова. А еще у него работали Михаил Ульянов, Владимир Гостюхин, Алексей Петренко, Александр Филиппенко… В картине «В августе 44-го…» гениально играет Евгений Миронов. Пташук делал ставку на актеров, он любил традиционный монтаж, визуальные изыски его не занимали.

С Людмилой Гурченко на съемочной площадке фильма «Прости нас, мачеха Россия».

Ранимый супермен

— Юрий Александрович, в эти августовские дни мы отмечаем годовщину ухода народной артистки Беларуси Галины Орловой. Вы работали оператором на режиссерском дебюте ее сына Николая Еременко «Сын за отца…».

— Николаю на съемках помогала режиссер Маргарита Касымова. Все-таки ему было очень сложно и снимать, и играть на площадке. У всех тогда было ощущение какой-то внутренней растерянности: рухнул Советский Союз, развалилась система кинопроката, в магазинах — пустые прилавки… Тем не менее собрался хороший актерский ансамбль. Даже супруга Владимира Меньшова Вера Алентова там сыграла. Мы были с Николаем в хороших отношениях. Он создавал впечатление человека закрытого, эдакого супермена, который отгородился от всего мира, но это была только маска. Способ защиты от окружающего мира. Коля был очень добрым ранимым человеком.

«Приключения Буратино» давно стали любимой киноклассикой.

Актер-талисман

У Юрия Александровича трижды снимался популярный советский и литовский актер Юозас Будрайтис. В картине «Кошкодав Сильвер», которую Елхов до сих пор считает своей лучшей режиссерской работой, в драме «Прости нас, мачеха Россия» и в ленте «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое — трава». Елхов признается, что Будрайтис — его настоящий актер-талисман.

ИЗ ДОСЬЕ

Родился Юрий Елхов 7 декабря 1940 года в Москве. Как оператор снял многие культовые картины, которыми гордится «Беларусьфильм»: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» Леонида Нечаева, «Отступник» Валерия Рубинчика, «Наш бронепоезд» Михаила Пташука. Как режиссер создал очень разные по темам и настроению фильмы, включая национальный блокбастер «Анастасия Слуцкая», получивший в свое время 17 наград на 11 международных кинофестивалях, в том числе в Китае и США.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter